Резуль­та­ты опро­са, про­ве­ден­но­го сре­ди 5 тысяч рос­си­ян, демон­стри­ру­ют тре­вож­ную кар­ти­ну потре­би­тель­ско­го пове­де­ния в сфе­ре здо­ро­вья. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство граж­дан (88%) пред­по­чи­та­ют само­ле­че­ние и откла­ды­ва­ют визит к вра­чу, при­чем каж­дый пятый (21%) обра­ща­ет­ся за меди­цин­ской помо­щью толь­ко при наступ­ле­нии кри­ти­че­ско­го состо­я­ния. Иссле­до­ва­ние выяв­ля­ет чет­кую кор­ре­ля­цию меж­ду уров­нем дохо­да и моде­лью пове­де­ния: сре­ди лиц с низ­ким дохо­дом доля тех, кто откла­ды­ва­ет визит до тяже­ло­го состо­я­ния, состав­ля­ет 36%, тогда как в груп­пе с высо­ким дохо­дом этот пока­за­тель равен 12%. Сто­и­мость услуг высту­па­ет сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром для 28% респон­ден­тов с низ­ким дохо­дом и для 15% – с высоким.

Такое пове­де­ние фор­ми­ру­ет ком­плекс­ный вызов для систе­мы здра­во­охра­не­ния, эко­но­ми­ки и обще­ствен­но­го здо­ро­вья. Отсроч­ка обра­ще­ния ведет к усу­губ­ле­нию забо­ле­ва­ний, росту затрат на лече­ние, поте­ре тру­до­спо­соб­но­сти и сни­же­нию каче­ства жизни.

Социально-экономические детерминанты

И логи­ка выбо­ра пациентов

Пове­де­ние паци­ен­тов явля­ет­ся раци­о­наль­ным отве­том на суще­ству­ю­щие барье­ры и сти­му­лы в систе­ме. Поми­мо пря­мо­го финан­со­во­го фак­то­ра, иссле­до­ва­ние ука­зы­ва­ет на надеж­ду на само­сто­я­тель­ное выздо­ров­ле­ние, нехват­ку вре­ме­ни и отсут­ствие нуж­но­го спе­ци­а­ли­ста как клю­че­вые при­чи­ны задерж­ки. Серьез­ны­ми опе­ра­ци­он­ны­ми барье­ра­ми оста­ют­ся слож­но­сти с запи­сью и дол­гое ожи­да­ние при­е­ма. Эти дан­ные согла­су­ют­ся с гло­баль­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми фак­то­ров выбо­ра меди­цин­ско­го учре­жде­ния, где доступ­ность, дове­рие к каче­ству и орга­ни­за­ци­он­ные удоб­ства игра­ют реша­ю­щую роль.

Раз­рыв в пове­де­нии меж­ду доход­ны­ми груп­па­ми отра­жа­ет более широ­кое нера­вен­ство в доступ­но­сти свое­вре­мен­ной и каче­ствен­ной помощи. 

Паци­ен­ты с низ­ким дохо­дом чаще стал­ки­ва­ют­ся с необ­хо­ди­мо­стью выбо­ра меж­ду визи­том к вра­чу и дру­ги­ми ста­тья­ми рас­хо­дов, осо­бен­но в кон­тек­сте роста цен на меди­цин­ские услу­ги. Соглас­но дан­ным, в 2025 году сред­няя сто­и­мость меди­цин­ской услу­ги в Рос­сии вырос­ла на 18% в годо­вом выра­же­нии. В таких усло­ви­ях стра­те­гия откла­ды­ва­ния визи­та «до послед­не­го» ста­но­вит­ся вынуж­ден­ной мерой эко­но­мии, хотя в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве она при­во­дит к более зна­чи­тель­ным финан­со­вым и чело­ве­че­ским издержкам.

Анализ поведения пациентов

Пара­док­саль­но, но про­фи­лак­ти­че­ские обсле­до­ва­ния про­хо­дят 66% опро­шен­ных, при­чем жен­щи­ны (70%) актив­нее муж­чин (61%). Глав­ным моти­ва­то­ром для про­хож­де­ния чека­пов явля­ет­ся не забо­та о здо­ро­вье, а внеш­ние тре­бо­ва­ния: пла­но­вая дис­пан­се­ри­за­ция, усло­вия рабо­то­да­те­ля или необ­хо­ди­мость полу­че­ния справки.

Частная медицина

Стра­те­ги­че­ская ниша или аль­тер­на­ти­ва госу­дар­ствен­ной системе

Рост в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни обу­слов­лен инфля­ци­ей и удо­ро­жа­ни­ем услуг, в то вре­мя как реаль­ный спрос стагни­ру­ет или даже сни­жа­ет­ся. Опыт обра­ще­ния к него­су­дар­ствен­ной меди­цине есть у 87% рос­си­ян, при этом 20% пред­по­чи­та­ют ее госу­дар­ствен­ной. Это пред­по­чте­ние наи­бо­лее выра­же­но сре­ди жен­щин, моло­де­жи и граж­дан с высо­ким дохо­дом. Част­ные кли­ни­ки заня­ли чет­ко очер­чен­ные рыноч­ные ниши, куда в первую оче­редь обра­ща­ют­ся паци­ен­ты: сто­ма­то­ло­гия (66%), диа­гно­сти­ка (45%), лабо­ра­тор­ные ана­ли­зы (39%), кос­ме­то­ло­гия и дер­ма­то­ло­гия (29%). Важ­ней­ши­ми кри­те­ри­я­ми выбо­ра явля­ют­ся ква­ли­фи­ка­ция вра­чей (36%), репу­та­ция и отзы­вы (25%), а так­же лич­ный опыт (22%). Част­ный сек­тор актив­но исполь­зу­ет кон­цеп­цию дока­за­тель­ной меди­ци­ны (ДМ) в каче­стве мар­ке­тин­го­во­го инстру­мен­та, пози­ци­о­ни­руя ее как гаран­тию каче­ства и про­ти­во­по­став­ле­ние уста­рев­шим или неэф­фек­тив­ным практикам.

Одна­ко част­ные кли­ни­ки стал­ки­ва­ют­ся с рас­ту­щей кон­ку­рен­ци­ей со сто­ро­ны госу­дар­ствен­ных учре­жде­ний, кото­рые актив­но раз­ви­ва­ют плат­ные услу­ги, обла­дая при этом более силь­ной кад­ро­вой базой и воз­мож­но­стя­ми для ока­за­ния пол­но­го цик­ла лече­ния. Допол­ни­тель­ное дав­ле­ние созда­ют дефи­цит ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го пер­со­на­ла и высо­кая сто­и­мость совре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния. Клю­че­вым направ­ле­ни­ем инте­гра­ции част­но­го сек­то­ра в общую систе­му явля­ет­ся его уча­стие в про­грам­ме обя­за­тель­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния (ОМС). Мин­здрав РФ раз­ра­бо­тал новые кри­те­рии отбо­ра част­ных кли­ник для рабо­ты в систе­ме ОМС, кото­рые пла­ни­ру­ет­ся утвер­дить с 1 мар­та 2026 года. Соглас­но про­ек­ту, кли­ни­ки долж­ны иметь опыт рабо­ты не менее трех лет. Эти регу­ля­тор­ные изме­не­ния будут напря­мую вли­ять на доступ­ность услуг для паци­ен­тов, осо­бен­но в регионах.

Трансформация медицинского потребления 

И роль циф­ро­вых платформ

Спо­соб полу­че­ния меди­цин­ской инфор­ма­ции корен­ным обра­зом изме­нил­ся. Боль­шин­ство рос­си­ян (61%) ищут инфор­ма­цию о здо­ро­вье в интер­не­те. Наи­бо­лее попу­ляр­ны­ми фор­ма­та­ми явля­ют­ся отве­ты спе­ци­а­ли­стов в соци­аль­ных сетях и на фору­мах (20%), корот­кие видео­ро­ли­ки (19%), а так­же ста­тьи на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных сай­тах и в онлайн-жур­на­лах (17%). Этот тренд созда­ет как воз­мож­но­сти, так и рис­ки: с одной сто­ро­ны, повы­ша­ет­ся меди­цин­ская гра­мот­ность, с дру­гой – рас­тет угро­за дез­ин­фор­ма­ции и неква­ли­фи­ци­ро­ван­ных советов.

Пове­де­ние паци­ен­тов так­же раз­ли­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от типа выбран­но­го учре­жде­ния. Так, в госу­дар­ствен­ных поли­кли­ни­ках 60% паци­ен­тов начи­на­ют с тера­пев­та, в то вре­мя как в част­ных кли­ни­ках 37% сра­зу обра­ща­ют­ся к узко­му спе­ци­а­ли­сту, а 20% – пер­вич­но сда­ют ана­ли­зы, что­бы опти­ми­зи­ро­вать рас­хо­ды на после­ду­ю­щие кон­суль­та­ции. Для сда­чи ана­ли­зов 47% граж­дан исполь­зу­ют госу­дар­ствен­ные поли­кли­ни­ки, 19% – диа­гно­сти­че­ские цен­тры, 18% – част­ные клиники.

Выяв­лен­ный фено­мен мас­со­во­го само­ле­че­ния и откла­ды­ва­ния визи­тов к вра­чу явля­ет­ся симп­то­мом систем­ных про­блем доступ­но­сти, каче­ства и орга­ни­за­ции меди­цин­ской помо­щи. Реше­ние этих про­блем лежит не в плос­ко­сти осуж­де­ния выбо­ра паци­ен­тов, а в созда­нии такой систе­мы, где этот выбор будет сме­щать­ся в сто­ро­ну ран­не­го и ответ­ствен­но­го обра­ще­ния за про­фес­си­о­наль­ной помо­щью. Кон­вер­ген­ция госу­дар­ствен­но­го и част­но­го сек­то­ров, глу­бо­кая циф­ро­вая транс­фор­ма­ция и фор­ми­ро­ва­ние куль­ту­ры здо­ро­вья – вза­и­мо­свя­зан­ные эле­мен­ты это­го слож­но­го про­цес­са. Успех будет зави­сеть от согла­со­ван­ных дей­ствий всех заин­те­ре­со­ван­ных сторон.

Похожие посты