Стре­ми­тель­ная циф­ро­вая транс­фор­ма­ция, охва­тив­шая все сфе­ры жиз­ни, сфор­ми­ро­ва­ла прин­ци­пи­аль­но новую сре­ду для раз­ви­тия под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния. Дети сего­дня с само­го ран­не­го воз­рас­та вза­и­мо­дей­ству­ют со смарт­фо­на­ми, план­ше­та­ми и дру­ги­ми элек­трон­ны­ми устрой­ства­ми. В то вре­мя как биз­нес актив­но инве­сти­ру­ет в EdTech и циф­ро­вые обра­зо­ва­тель­ные плат­фор­мы, ней­ро­на­у­ка и пси­хо­ло­гия начи­на­ют пред­став­лять все более тре­вож­ные дан­ные о потен­ци­аль­ном вли­я­нии бес­кон­троль­но­го исполь­зо­ва­ния гад­же­тов на когни­тив­ное раз­ви­тие ребен­ка. Для осо­знан­ных роди­те­лей и руко­во­ди­те­лей, мыс­ля­щих стра­те­ги­че­ски, пони­ма­ние этих рис­ков транс­фор­ми­ру­ет­ся из сугу­бо педа­го­ги­че­ской про­бле­мы в вопрос управ­ле­ния чело­ве­че­ским капи­та­лом, фор­ми­ро­ва­ния буду­щих про­фес­си­о­наль­ных кад­ров и обес­пе­че­ния дол­го­сроч­ной конкурентоспособности.

Нейрокогнитивный аспект

Вли­я­ние на память и про­цес­сы мышления

Фун­да­мен­таль­ной про­бле­мой, вызы­ва­ю­щей наи­боль­шую оза­бо­чен­ность у спе­ци­а­ли­стов, явля­ет­ся вли­я­ние циф­ро­вой сре­ды на меха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния памя­ти. Чело­ве­че­ская память — это слож­ный про­цесс, состо­я­щий из несколь­ких эта­пов: полу­че­ние инфор­ма­ции, ее кон­со­ли­да­ция (пере­вод из крат­ко­вре­мен­ной памя­ти в дол­го­вре­мен­ную) и после­ду­ю­щее вос­про­из­ве­де­ние. Совре­мен­ные медиа­плат­фор­мы, в осо­бен­но­сти соци­аль­ные сети и сер­ви­сы корот­ких видео, спро­ек­ти­ро­ва­ны таким обра­зом, что­бы обес­пе­чи­вать посто­ян­ный и непре­рыв­ный поток высо­ко­ско­рост­но­го, часто фраг­мен­ти­ро­ван­но­го контента.

Этот инфор­ма­ци­он­ный поток пере­гру­жа­ет опе­ра­тив­ные систе­мы моз­га, пре­пят­ствуя нор­маль­но­му про­цес­су кон­со­ли­да­ции. Мозг, вынуж­ден­ный посто­ян­но реа­ги­ро­вать на новые сти­му­лы, не успе­ва­ет “пере­ва­рить” и усво­ить преды­ду­щие дан­ные. В резуль­та­те, зна­чи­тель­ная часть инфор­ма­ции не пере­хо­дит в дол­го­вре­мен­ное хра­ни­ли­ще, а бес­след­но исче­за­ет. Посто­ян­ное мно­го­за­дач­ное вза­и­мо­дей­ствие с циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми созда­ет когни­тив­ную нагруз­ку, кото­рая под­ры­ва­ет спо­соб­ность гип­по­кам­па — клю­че­вой струк­ту­ры моз­га — эффек­тив­но коди­ро­вать новые вос­по­ми­на­ния. Мы наблю­да­ем дефи­цит имен­но глу­бин­ной обра­бот­ки информации.

Ста­ти­сти­че­ские иссле­до­ва­ния под­твер­жда­ют эту тен­ден­цию. Мас­штаб­ное иссле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное в 2023 году Наци­о­наль­ным инсти­ту­том пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, про­де­мон­стри­ро­ва­ло кор­ре­ля­цию меж­ду вре­ме­нем, про­ве­ден­ным перед экра­ном, и резуль­та­та­ми стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных тестов на вер­баль­ную память и кон­цен­тра­цию вни­ма­ния у под­рост­ков. Груп­па, про­во­див­шая в интер­не­те более 5 часов в день, пока­за­ла резуль­та­ты на 15% ниже, чем кон­троль­ная груп­па с огра­ни­чен­ным досту­пом к гаджетам.

Это име­ет пря­мые послед­ствия для спо­соб­но­сти к ана­ли­зу и кри­ти­че­ско­му мыш­ле­нию. Глу­бо­кая рабо­та с инфор­ма­ци­ей, тре­бу­ю­щая ее срав­не­ния, син­те­за и оцен­ки, ста­но­вит­ся для моз­га, при­вык­ше­го к поверх­ност­но­му “скрол­лин­гу”, слож­ной и энер­го­за­трат­ной зада­чей. Фор­ми­ру­ет­ся так назы­ва­е­мое “кли­по­вое мыш­ле­ние”, при кото­ром чело­век успеш­но опе­ри­ру­ет корот­ки­ми фак­та­ми и ярки­ми обра­за­ми, но теря­ет­ся при необ­хо­ди­мо­сти выстро­ить слож­ные логи­че­ские цепоч­ки или рабо­тать с боль­ши­ми объ­е­ма­ми текста.

Коммуникационный дефицит

Транс­фор­ма­ция навы­ков соци­аль­но­го взаимодействия

Циф­ро­вая сре­да пред­ла­га­ет упро­щен­ные, реду­ци­ро­ван­ные моде­ли обще­ния: эмод­зи, корот­кие репли­ки, реак­тив­ные ком­мен­та­рии. Живой, эмо­ци­о­наль­но насы­щен­ный диа­лог, тре­бу­ю­щий счи­ты­ва­ния невер­баль­ных сиг­на­лов, заме­ща­ет­ся тек­сто­вым или видео-фор­ма­том, кото­рый неиз­беж­но обеднен.

Дети, про­во­дя­щие зна­чи­тель­ную часть вре­ме­ни в онлайн-про­стран­стве, недо­по­лу­ча­ют прак­ти­ку живо­го обще­ния. Они не учат­ся рас­по­зна­вать слож­ные эмо­ции, аргу­мен­ти­ро­вать свою пози­цию в дис­кус­сии, слу­шать собе­сед­ни­ка и реа­ги­ро­вать на непред­ска­зу­е­мые пово­ро­ты бесе­ды. Как след­ствие, в реаль­ной жиз­ни они часто стал­ки­ва­ют­ся с труд­но­стя­ми в постро­е­нии устой­чи­вых соци­аль­ных свя­зей, испы­ты­ва­ют чув­ство оди­но­че­ства и повы­шен­ную тре­вож­ность в ситу­а­ци­ях, тре­бу­ю­щих пря­мо­го контакта.

Этот ком­му­ни­ка­ци­он­ный дефи­цит име­ет дале­ко иду­щие послед­ствия для биз­нес-сре­ды буду­ще­го. Уме­ние рабо­тать в коман­де, вести пере­го­во­ры, пре­зен­то­вать идеи и выстра­и­вать отно­ше­ния оста­ет­ся кра­е­уголь­ным кам­нем кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры, несмот­ря на всю цифровизацию.

Управление рисками

Стра­те­гии для роди­те­лей и обра­зо­ва­тель­ных институтов

Озна­ча­ют ли пред­став­лен­ные дан­ные необ­хо­ди­мость пол­но­го запре­та циф­ро­вых тех­но­ло­гий для детей? Абсо­лют­но нет. Такой под­ход был бы контр­про­дук­тив­ным в совре­мен­ном мире. Речь идет не об отка­зе, а о внед­ре­нии прин­ци­пов осо­знан­но­го и управ­ля­е­мо­го исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий с акцен­том на их обра­зо­ва­тель­ный и раз­ви­ва­ю­щий потенциал.

Клю­че­вой стра­те­ги­ей явля­ет­ся жест­кий кон­троль кон­тен­та. Бес­смыс­лен­ное потреб­ле­ние раз­вле­ка­тель­но­го кон­тен­та долж­но быть мини­ми­зи­ро­ва­но и заме­ще­но тща­тель­но ото­бран­ны­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми про­грам­ма­ми, интер­ак­тив­ны­ми кур­са­ми и раз­ви­ва­ю­щи­ми при­ло­же­ни­я­ми. Рынок EdTech сего­дня пред­ла­га­ет мно­же­ство реше­ний, постро­ен­ных на прин­ци­пах гей­ми­фи­ка­ции и адап­тив­но­го обу­че­ния, кото­рые могут спо­соб­ство­вать раз­ви­тию, а не тор­мо­зить его.

Вто­рой важ­ней­ший эле­мент — это уста­нов­ле­ние чет­ких вре­мен­ных рамок. Все­мир­ная орга­ни­за­ция здра­во­охра­не­ния и наци­о­наль­ные ассо­ци­а­ции педи­ат­ров раз­ра­ба­ты­ва­ют реко­мен­да­ции по лими­там экран­но­го вре­ме­ни для раз­лич­ных воз­раст­ных групп. Для детей до 2 лет оно долж­но быть прак­ти­че­ски исклю­че­но, для дошколь­ни­ков — огра­ни­че­но одним часом в день высо­ко­ка­че­ствен­ных про­грамм под при­смот­ром роди­те­лей, для школь­ни­ков — регла­мен­ти­ро­ва­но и не долж­но под­ме­нять собой физи­че­скую актив­ность, живое обще­ние и сон.

Тре­тий важ­ный аспект — это роди­тель­ское медиа­об­ра­зо­ва­ние и лич­ный при­мер. Роди­те­лям необ­хо­ди­мо пони­мать меха­низ­мы вли­я­ния циф­ро­вой сре­ды, что­бы при­ни­мать взве­шен­ные реше­ния. Сов­мест­ное исполь­зо­ва­ние гад­же­тов, обсуж­де­ние про­смот­рен­но­го кон­тен­та, циф­ро­вой эти­кет — все это часть ново­го циф­ро­во­го вос­пи­та­ния. Крайне слож­но тре­бо­вать от ребен­ка огра­ни­че­ний, если роди­тель сам посто­ян­но погру­жен в свой смартфон.

Циф­ро­вые тех­но­ло­гии явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой частью совре­мен­ной реаль­но­сти и несут в себе пози­тив­ный потен­ци­ал, но они тре­бу­ют взве­шен­но­го и ответ­ствен­но­го под­хо­да к при­ме­не­нию, осо­бен­но когда речь идет о фор­ми­ру­ю­щем­ся дет­ском моз­ге. Дан­ные совре­мен­ных иссле­до­ва­ний сви­де­тель­ству­ют о серьез­ных рис­ках, свя­зан­ных с бес­кон­троль­ным потреб­ле­ни­ем циф­ро­во­го кон­тен­та: ослаб­ле­ние памя­ти, дефи­цит вни­ма­ния, труд­но­сти с ана­ли­зом инфор­ма­ции и фор­ми­ро­ва­ни­ем глу­бо­ких соци­аль­ных связей.

Похожие посты