Совре­мен­ный этап раз­ви­тия здра­во­охра­не­ния харак­те­ри­зу­ет­ся стре­ми­тель­ной циф­ро­вой транс­фор­ма­ци­ей. Теле­ме­ди­цин­ские кон­суль­та­ции, систе­мы под­держ­ки вра­чеб­ных реше­ний на осно­ве искус­ствен­но­го интел­лек­та, дистан­ци­он­ный мони­то­ринг пока­за­те­лей здо­ро­вья паци­ен­тов и элек­трон­ные меди­цин­ские кар­ты ста­но­вят­ся неотъ­ем­ле­мы­ми ком­по­нен­та­ми эффек­тив­ной меди­цин­ской орга­ни­за­ции. Одна­ко сам по себе тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс не гаран­ти­ру­ет успеш­ной инте­гра­ции нов­шеств в прак­ти­ку. Клю­че­вым эле­мен­том дан­ной транс­фор­ма­ции явля­ет­ся меди­цин­ский спе­ци­а­лист, чья готов­ность и спо­соб­ность при­ме­нять циф­ро­вые инстру­мен­ты напря­мую вли­я­ет на конеч­ный результат.

В осно­ву ново­го иссле­до­ва­ния лег­ли дан­ные, полу­чен­ные коман­дой уче­ных из Цен­тра раз­ви­тия здра­во­охра­не­ния Мос­ков­ской шко­лы управ­ле­ния «Скол­ко­во» в 2023 году. Выбо­роч­ная сово­куп­ность иссле­до­ва­ния вклю­чи­ла 460 вра­чей раз­лич­ных спе­ци­аль­но­стей из мно­го­про­филь­ных ста­ци­о­на­ров и поли­кли­ник из раз­ных феде­раль­ных окру­гов Рос­сии. Для сбо­ра дан­ных при­ме­нял­ся метод анке­ти­ро­ва­ния, соче­та­ю­щий закры­тые и откры­тые вопро­сы. Ста­ти­сти­че­ская обра­бот­ка инфор­ма­ции про­во­ди­лась с исполь­зо­ва­ни­ем мето­дов дескрип­тив­но­го и кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за. Дове­ри­тель­ный интер­вал для выбор­ки дан­но­го объ­е­ма состав­ля­ет 95% при погреш­но­сти не более 5%.

Ключевые стимулирующие факторы 

Внед­ре­ния циф­ро­вых технологий

Ана­лиз отве­тов респон­ден­тов поз­во­лил ран­жи­ро­вать фак­то­ры, кото­рые меди­цин­ские работ­ни­ки счи­та­ют наи­бо­лее зна­чи­мы­ми для при­ня­тия циф­ро­вых инструментов.

Опти­ми­за­ция рабо­че­го вре­ме­ни и сокра­ще­ние адми­ни­стра­тив­ной нагруз­ки. Дан­ный фак­тор занял веду­щую пози­цию, его отме­ти­ли 59% опро­шен­ных. Вра­чи ука­зы­ва­ют, что авто­ма­ти­за­ция состав­ле­ния отчет­но­сти, выпис­ки рецеп­тов и направ­ле­ний поз­во­ля­ет пере­рас­пре­де­лить вре­мен­ные ресур­сы в поль­зу непо­сред­ствен­ной рабо­ты с паци­ен­том. Прак­ти­че­ская поль­за и повы­ше­ние кли­ни­че­ской эффек­тив­но­сти. На это ука­за­ли 55% респон­ден­тов. Речь идет о таких пре­иму­ще­ствах, как сни­же­ние диа­гно­сти­че­ских оши­бок, доступ к базам зна­ний и про­то­ко­лам лече­ния, а так­же исполь­зо­ва­ние алго­рит­мов искус­ствен­но­го интел­лек­та для ана­ли­за меди­цин­ских изоб­ра­же­ний. Цен­ность тех­но­ло­гии опре­де­ля­ет­ся ее спо­соб­но­стью повы­шать точ­ность и ско­рость поста­нов­ки диагноза.

Раз­ви­тая нор­ма­тив­но-пра­во­вая база и юри­ди­че­ская под­держ­ка. Этот аспект важен для 54% вра­чей. Пра­во­вая неопре­де­лен­ность в вопро­сах, свя­зан­ных с теле­ме­ди­ци­ной или исполь­зо­ва­ни­ем ИИ, созда­ет зна­чи­тель­ные барье­ры. Спе­ци­а­ли­сты нуж­да­ют­ся в чет­ких регла­мен­тах, опре­де­ля­ю­щих ответ­ствен­ность при исполь­зо­ва­нии циф­ро­вых систем. 

Доступ­ность обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и ресур­сов. Бес­плат­ные обу­ча­ю­щие кур­сы были выде­ле­ны 53% участ­ни­ков опро­са. При этом важ­на не толь­ко доступ­ность, но и каче­ство кон­тен­та: обу­че­ние долж­но быть прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ным, демон­стри­ро­вать кон­крет­ные кли­ни­че­ские слу­чаи и пре­иму­ще­ства тех­но­ло­гии. Учеб­ные отпус­ка для осво­е­ния новых инстру­мен­тов счи­та­ют необ­хо­ди­мы­ми 52% меди­цин­ских работ­ни­ков, что под­чер­ки­ва­ет важ­ность выде­ле­ния спе­ци­аль­но­го вре­ме­ни для обу­че­ния без ущер­ба для основ­ной работы.

Цифровизация клиник

Анализ барьеров

На пути циф­ро­вой трансформации

Страх оши­бок и недо­ве­рие к тех­но­ло­ги­ям. Каж­дый чет­вер­тый опро­шен­ный (25%) выра­зил обес­по­ко­ен­ность воз­мож­но­стью сбо­ев в рабо­те про­грамм­но­го обес­пе­че­ния или совер­ше­ния ошиб­ки при вза­и­мо­дей­ствии с новой систе­мой. Этот страх часто коре­нит­ся в недо­ста­точ­ной под­го­тов­ке и отсут­ствии опыта.

  • Тех­ни­че­ская нена­деж­ность. Еще 25% респон­ден­тов сомне­ва­ют­ся в ста­биль­но­сти интер­нет-соеди­не­ния и рабо­то­спо­соб­но­сти IT-инфра­струк­ту­ры меди­цин­ских учре­жде­ний. Пере­бои в рабо­те систе­мы сво­дят на нет все пре­иму­ще­ства тех­но­ло­гии и дез­ор­га­ни­зу­ют рабо­чий процесс.
  • Дефи­цит зна­ний и навы­ков. Око­ло 19% вра­чей при­зна­ли, что недо­ста­точ­но инфор­ми­ро­ва­ны о функ­ци­о­наль­ных воз­мож­но­стях и прин­ци­пах рабо­ты циф­ро­вых нови­нок. Этот инфор­ма­ци­он­ный ваку­ум порож­да­ет скеп­ти­цизм и сопро­тив­ле­ние изменениям.

Разрыв между осведомленностью и практическим применением

Иссле­до­ва­ние выяви­ло зна­чи­тель­ный дис­ба­ланс меж­ду тео­ре­ти­че­ской осве­дом­лен­но­стью вра­чей о циф­ро­вых тех­но­ло­ги­ях и часто­той их реаль­но­го исполь­зо­ва­ния. Ярким при­ме­ром явля­ет­ся теле­ме­ди­ци­на: с ее воз­мож­но­стя­ми зна­ко­мы 95% респон­ден­тов, но на регу­ляр­ной осно­ве при­ме­ня­ет эти инстру­мен­ты толь­ко каж­дый деся­тый спе­ци­а­лист. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция наблю­да­ет­ся с тех­но­ло­ги­я­ми дистан­ци­он­но­го мони­то­рин­га состо­я­ния паци­ен­тов. Несмот­ря на их рас­ту­щее рас­про­стра­не­ние, лишь 3% меди­цин­ских работ­ни­ков иден­ти­фи­ци­ру­ют себя как экс­пер­тов в дан­ной обла­сти. При этом общий уро­вень про­ник­но­ве­ния циф­ро­вых реше­ний доста­точ­но высок — их в той или иной фор­ме исполь­зу­ют 65% вра­чей. Важ­ным пози­тив­ным выво­дом явля­ет­ся то, что в боль­шин­стве слу­ча­ев после успеш­но­го пер­вич­но­го зна­ком­ства с инстру­мен­том спе­ци­а­ли­сты начи­на­ют при­ме­нять его на регу­ляр­ной основе.

Влияние цифровых технологий 

На вра­чеб­ную прак­ти­ку и вза­и­мо­дей­ствие с пациентом

Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство меди­цин­ских спе­ци­а­ли­стов (90%) явля­ют­ся сто­рон­ни­ка­ми кон­цеп­ции чело­ве­ко­цен­трич­ной меди­ци­ны, где во гла­ву угла ста­вит­ся лич­ность паци­ен­та. Воз­ни­ка­ет зако­но­мер­ный вопрос: не про­ти­во­ре­чит ли актив­ная циф­ро­ви­за­ция это­му прин­ци­пу? Дан­ные иссле­до­ва­ния опро­вер­га­ют это пред­по­ло­же­ние. Гра­мот­но инте­гри­ро­ван­ные IT-инстру­мен­ты не под­ме­ня­ют живое обще­ние, а опти­ми­зи­ру­ют сопут­ству­ю­щие про­цес­сы, высво­бож­дая вре­мя для более глу­бо­ко­го и содер­жа­тель­но­го кон­так­та с паци­ен­том. Более того, авто­ма­ти­за­ция рутин­ных задач явля­ет­ся дей­ствен­ным мето­дом про­фи­лак­ти­ки син­дро­ма про­фес­си­о­наль­но­го выго­ра­ния, что кос­вен­но повы­ша­ет и каче­ство меди­цин­ской помо­щи, и удо­вле­тво­рен­ность спе­ци­а­ли­стов сво­ей работой.

Циф­ро­вая транс­фор­ма­ция здра­во­охра­не­ния — это слож­ный, мно­го­гран­ный про­цесс, успех кото­ро­го зави­сит от систем­но­го уче­та чело­ве­че­ско­го фак­то­ра. Иссле­до­ва­ние Цен­тра раз­ви­тия здра­во­охра­не­ния Мос­ков­ской шко­лы управ­ле­ния нагляд­но демон­стри­ру­ет, что ключ к уско­рен­но­му внед­ре­нию инно­ва­ций лежит не в при­нуж­де­нии, а в созда­нии ком­форт­ной и под­дер­жи­ва­ю­щей сре­ды для меди­цин­ских спе­ци­а­ли­стов. Эко­но­мия вре­ме­ни, прак­ти­че­ская поль­за, пра­во­вая опре­де­лен­ность и доступ­ное обра­зо­ва­ние явля­ют­ся основ­ны­ми драй­ве­ра­ми при­ня­тия новых технологий.

Похожие посты