В послед­ние годы спе­ци­а­ли­сты нача­ли фик­си­ро­вать тре­вож­ные тен­ден­ции, свя­зан­ные с исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та и гад­же­тов, кото­рые могут ока­зы­вать вли­я­ние на когни­тив­ные функ­ции моло­дых людей.

Увле­че­ние циф­ро­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, без­услов­но, ста­ло неотъ­ем­ле­мой частью жиз­ни совре­мен­но­го обще­ства. Одна­ко, как пре­ду­пре­жда­ет нев­ро­лог Ека­те­ри­на Демья­нов­ская, это увле­че­ние может иметь серьез­ные нега­тив­ные послед­ствия для раз­ви­ва­ю­ще­го­ся моз­га моло­де­жи. Вра­чи впер­вые обра­ти­ли вни­ма­ние на про­бле­мы с памя­тью, про­стран­ствен­ной ори­ен­та­ци­ей и быто­вым само­об­слу­жи­ва­ни­ем у актив­ных поль­зо­ва­те­лей интер­не­та око­ло деся­ти лет назад. С тех пор коли­че­ство обра­ще­ний роди­те­лей к спе­ци­а­ли­стам с жало­ба­ми на ухуд­ше­ние памя­ти, сни­же­ние успе­ва­е­мо­сти и стран­ное пове­де­ние детей школь­но­го воз­рас­та зна­чи­тель­но воз­рос­ло. Эти изме­не­ния вызы­ва­ют серьез­ные опа­се­ния у экс­пер­тов, кото­рые наблю­да­ют за раз­ви­ти­ем моло­де­жи в усло­ви­ях циф­ро­вой эпо­хи.

В 2023 году извест­ный писа­тель и спе­ци­а­лист в обла­сти ней­ро­био­ло­гии Джим Квик ввел тер­мин “диджи­тал-демен­ция”. Это поня­тие опи­сы­ва­ет фено­мен, при кото­ром у моло­дых людей, посто­ян­но исполь­зу­ю­щих гад­же­ты, про­яв­ля­ют­ся симп­то­мы, напо­ми­на­ю­щие демен­цию, харак­тер­ную для пожи­лых людей. К основ­ным симп­то­мам диджи­тал-демен­ции отно­сят­ся сни­же­ние кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, ухуд­ше­ние памя­ти, а так­же труд­но­сти с обу­че­ни­ем и пла­ни­ро­ва­ни­ем. Эти про­бле­мы могут суще­ствен­но повли­ять на каче­ство жиз­ни моло­де­жи, а так­же на их успе­ва­е­мость в учеб­ных заве­де­ни­ях.

Соглас­но иссле­до­ва­ни­ям, про­ве­ден­ным в послед­ние годы, исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий в чрез­мер­ных коли­че­ствах может при­ве­сти к зна­чи­тель­ным изме­не­ни­ям в моз­го­вой актив­но­сти. Напри­мер, иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что посто­ян­ное вза­и­мо­дей­ствие с гад­же­та­ми может сни­жать уро­вень серо­то­ни­на и дофа­ми­на, что, в свою оче­редь, нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на эмо­ци­о­наль­ном состо­я­нии и когни­тив­ных функ­ци­ях. Это под­чер­ки­ва­ет важ­ность осо­знан­но­го под­хо­да к исполь­зо­ва­нию тех­но­ло­гий, осо­бен­но сре­ди моло­де­жи.

Экс­пер­ты так­же отме­ча­ют, что диджи­тал-демен­ция может про­яв­лять­ся не толь­ко в ухуд­ше­нии памя­ти, но и в сни­же­нии спо­соб­но­сти к кри­ти­че­ско­му мыш­ле­нию и реше­нию про­блем. В усло­ви­ях, когда инфор­ма­ция доступ­на в любой момент, моло­дые люди могут терять навы­ки ана­ли­за и син­те­за дан­ных, что явля­ет­ся важ­ным аспек­том обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са. В резуль­та­те, уча­щи­е­ся могут стал­ки­вать­ся с труд­но­стя­ми при выпол­не­нии зада­ний, тре­бу­ю­щих глу­бо­ко­го пони­ма­ния и ана­ли­за инфор­ма­ции.

Важ­ным аспек­том про­бле­мы явля­ет­ся и вли­я­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий на соци­аль­ные навы­ки моло­де­жи. Посто­ян­ное обще­ние через экра­ны может при­во­дить к сни­же­нию спо­соб­но­сти к меж­лич­ност­но­му вза­и­мо­дей­ствию и эмпа­тии. Это может нега­тив­но ска­зать­ся на фор­ми­ро­ва­нии соци­аль­ных свя­зей и навы­ков обще­ния, что в даль­ней­шем может отра­зить­ся на про­фес­си­о­наль­ной жиз­ни моло­дых людей.

Вли­я­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий на раз­ви­тие моло­де­жи пред­став­ля­ет собой слож­ную и мно­го­гран­ную про­бле­му. Увле­че­ние гад­же­та­ми и интер­не­том может при­ве­сти к серьез­ным послед­стви­ям для когни­тив­ных функ­ций и соци­аль­ных навы­ков. Важ­но, что­бы роди­те­ли, педа­го­ги и спе­ци­а­ли­сты в обла­сти пси­хо­ло­гии и меди­ци­ны осо­зна­ва­ли эти рис­ки и при­ни­ма­ли меры для их мини­ми­за­ции. Про­гно­зи­руя буду­щее, мож­но ска­зать, что осо­знан­ное исполь­зо­ва­ние тех­но­ло­гий и раз­ви­тие кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния ста­нут клю­че­вы­ми фак­то­ра­ми в обес­пе­че­нии успеш­ной адап­та­ции моло­де­жи к совре­мен­ным усло­ви­ям жиз­ни.

Похожие посты