Дорож­ные чемо­да­ны, неиз­мен­ные спут­ни­ки дело­вых поез­док и туриз­ма, спо­соб­ны высту­пать пере­нос­чи­ка­ми зна­чи­тель­но­го коли­че­ства мик­ро­ор­га­низ­мов. Иссле­до­ва­ние выяви­ло, что уро­вень бак­те­ри­аль­но­го загряз­не­ния на отдель­ных участ­ках бага­жа мно­го­крат­но пре­вы­ша­ет ана­ло­гич­ные пока­за­те­ли для поверх­но­стей в обще­ствен­ных туалетах.

В рам­ках иссле­до­ва­ния были собра­ны образ­цы-соско­бы с деся­ти раз­лич­ных моде­лей дорож­ных сумок (как жест­ких, так и мяг­ких) в зоне ожив­лен­но­го желез­но­до­рож­но­го вок­за­ла, при­ле­га­ю­ще­го к лон­дон­ско­му аэро­пор­ту. Основ­ное вни­ма­ние уде­ля­лось двум кри­ти­че­ским зонам: колес­ной базе и ниж­ней части чемо­да­нов. Для срав­не­ния были ото­бра­ны кон­троль­ные про­бы с ручек багаж­ных теле­жек, поверх­но­стей уни­та­зов и кно­пок сли­ва в аэро­пор­то­вых сан­уз­лах. Все образ­цы куль­ти­ви­ро­ва­лись в пита­тель­ных сре­дах на про­тя­же­нии пяти суток для выяв­ле­ния и под­сче­та микроорганизмов.

Ана­лиз полу­чен­ных дан­ных про­де­мон­стри­ро­вал выра­жен­ный уро­вень мик­роб­ной кон­та­ми­на­ции: коле­са чемо­да­нов пока­за­ли мак­си­маль­ную сте­пень загряз­не­ния – 400 коло­ние­об­ра­зу­ю­щих еди­ниц на пло­щадь 3 квад­рат­ных сан­ти­мет­ра. Эта вели­чи­на в 58 раз выше, чем коли­че­ство мик­ро­ор­га­низ­мов, обна­ру­жен­ное на сиде­ньях уни­та­зов в тех же обще­ствен­ных туалетах.

Иден­ти­фи­ка­ция мик­ро­ор­га­низ­мов выяви­ла при­сут­ствие на коле­сах бага­жа потен­ци­аль­но пато­ген­ных видов:

  • Ста­фи­ло­кок­ки (вклю­чая Staphylococcus aureus): Спо­соб­ны вызы­вать кож­ные вос­па­ле­ния, пище­вые отрав­ле­ния при попа­да­нии на повре­жден­ные тка­ни или в про­дук­ты питания.
  • Serratia marcescens: Бак­те­рии, ассо­ци­и­ро­ван­ные с рас­строй­ства­ми пище­ва­ре­ния, инфек­ци­я­ми моче­вы­во­дя­щих путей и систем­ны­ми зара­же­ни­я­ми крови.
  • Плес­не­вые гри­бы (Aspergillus, Penicillium): Могут пред­став­лять риск для лиц с ослаб­лен­ным имму­ни­те­том или респи­ра­тор­ны­ми проблемами.
  • Энте­робак­те­рии: Их нали­чие часто ука­зы­ва­ет на фекаль­ную контаминацию.
  • Про­чие пато­ген­ные и услов­но-пато­ген­ные микроорганизмы.

Подоб­ные резуль­та­ты пред­став­ля­ют­ся зако­но­мер­ны­ми, учи­ты­вая посто­ян­ный кон­такт колес и ниж­них поверх­но­стей чемо­да­нов с пола­ми в раз­но­об­раз­ных местах – от аэро­пор­тов и вок­за­лов до гости­нич­ных кори­до­ров и обще­ствен­ных туалетов. 

“Полу­чен­ные дан­ные под­чер­ки­ва­ют важ­ность гиги­е­ни­че­ских мер при обра­ще­нии с бага­жом, – отме­ча­ет мик­ро­био­лог Пойн­тер. – Кате­го­ри­че­ски не реко­мен­ду­ет­ся раз­ме­щать чемо­дан, осо­бен­но его колес­ную часть, на поверх­но­стях, кон­так­ти­ру­ю­щих с про­дук­та­ми пита­ния, таких как кухон­ные сто­леш­ни­цы или кро­ва­ти, где вы затем спи­те или при­ни­ма­е­те пищу”.

Рекомендации по минимизации рисков

На осно­ва­нии резуль­та­тов иссле­до­ва­ния экс­пер­ты пред­ла­га­ют путе­ше­ствен­ни­кам при­дер­жи­вать­ся сле­ду­ю­щих гиги­е­ни­че­ских практик:

  1. Обра­бот­ка по при­бы­тии: По завер­ше­нии поезд­ки сле­ду­ет очи­щать коле­са и дно чемо­да­на дез­ин­фи­ци­ру­ю­щи­ми сал­фет­ка­ми или рас­тво­ра­ми. Аль­тер­на­ти­вой может слу­жить обра­бот­ка мыль­ным рас­тво­ром с исполь­зо­ва­ни­ем влаж­ной ткани.
  2. Гиги­е­на рук: Обя­за­тель­но тща­тель­но мыть руки с мылом после любо­го вза­и­мо­дей­ствия с дорож­ным бага­жом, осо­бен­но перед едой.
  3. Пра­виль­ное раз­ме­ще­ние: Избе­гать раз­ме­ще­ния чемо­да­на на поверх­но­стях, пред­на­зна­чен­ных для при­е­ма пищи, сна или хра­не­ния чисто­го белья. Опти­маль­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ные под­став­ки для бага­жа или огра­ни­чи­вать его кон­такт с полом в жилых зонах.
  4. Регу­ляр­ная чист­ка: Пери­о­ди­че­ски про­во­дить пол­ную чист­ку чемо­да­на соглас­но реко­мен­да­ци­ям производителя.

Иссле­до­ва­ние нагляд­но иллю­стри­ру­ет, что дорож­ные чемо­да­ны, осо­бен­но их колес­ные бло­ки и дон­ные части, явля­ют­ся зна­чи­тель­ны­ми резер­ву­а­ра­ми раз­но­об­раз­ных мик­ро­ор­га­низ­мов, вклю­чая потен­ци­аль­но пато­ген­ные бак­те­рии и гри­бы. Уро­вень загряз­не­ния в десят­ки раз пре­вы­ша­ет пока­за­те­ли, харак­тер­ные для сиде­ний уни­та­зов в обще­ствен­ных местах. Основ­ная при­чи­на – посто­ян­ный кон­такт с загряз­нен­ны­ми поверх­но­стя­ми в про­цес­се транс­пор­ти­ров­ки. Эти дан­ные акту­а­ли­зи­ру­ют важ­ность соблю­де­ния про­стых, но эффек­тив­ных гиги­е­ни­че­ских пра­вил при исполь­зо­ва­нии и хра­не­нии бага­жа после поез­док. Осо­знан­ное обра­ще­ние с дорож­ны­ми сум­ка­ми, вклю­чая их регу­ляр­ную дез­ин­фек­цию и пра­виль­ное раз­ме­ще­ние в жилых про­стран­ствах, ста­но­вит­ся важ­ным эле­мен­том про­фи­лак­ти­ки воз­мож­ных инфек­ций для дело­вых путе­ше­ствен­ни­ков и тури­стов. Пре­не­бре­же­ние эти­ми мера­ми может нести в себе скры­тые рис­ки для здо­ро­вья, под­чер­ки­ва­ют экс­пер­ты в обла­сти гиги­е­ны путешествий.

Похожие посты