Само­ле­че­ние, пони­ма­е­мое как само­сто­я­тель­ное исполь­зо­ва­ние потре­би­те­ля­ми лекар­ствен­ных средств для лече­ния само­ди­а­гно­сти­ро­ван­ных забо­ле­ва­ний или симп­то­мов, пред­став­ля­ет собой гло­баль­ный фено­мен. Одна­ко в Рос­сии его рас­про­стра­нен­ность достиг­ла уров­ня, кото­рый тре­бу­ет систем­но­го ана­ли­за и выра­бот­ки кон­крет­ных мер реа­ги­ро­ва­ния со сто­ро­ны про­фес­си­о­наль­но­го меди­цин­ско­го сооб­ще­ства и регуляторов.

Кризис доверия к медицине

Высо­кий про­цент граж­дан, при­бе­га­ю­щих к само­сто­я­тель­но­му назна­че­нию тера­пии себе и сво­им детям, сви­де­тель­ству­ет не толь­ко о пове­ден­че­ских пат­тер­нах, но и о глу­бин­ных про­бле­мах во вза­и­мо­дей­ствии меж­ду паци­ен­том и систе­мой здра­во­охра­не­ния. Цен­траль­ным эле­мен­том в этом кон­тек­сте ста­но­вит­ся вопрос дове­рия. Реше­ние про­бле­мы лежит не в обла­сти запре­ти­тель­ных мер, а в плос­ко­сти постро­е­ния проч­ных, парт­нер­ских отно­ше­ний меж­ду меди­цин­ски­ми работ­ни­ка­ми и насе­ле­ни­ем, осно­ван­ных на вза­им­ном ува­же­нии, ком­пе­тент­но­сти и эффек­тив­ной коммуникации.

Статистический портрет проблемы

Дан­ные исследований

Акту­аль­ность про­бле­мы под­твер­жда­ет­ся резуль­та­та­ми мас­штаб­но­го опро­са, про­ве­ден­но­го Наци­о­наль­ным инсти­ту­том каче­ства. Соглас­но пред­став­лен­ным дан­ным, лишь 17,44% роди­те­лей нико­гда не прак­ти­ко­ва­ли само­ле­че­ние в отно­ше­нии сво­их детей. Это озна­ча­ет, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство — свы­ше 82% — так или ина­че само­сто­я­тель­но при­ни­ма­ли реше­ния о тера­пев­ти­че­ских мерах без пред­ва­ри­тель­ной кон­суль­та­ции с ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным специалистом.

Такой высо­кий пока­за­тель ука­зы­ва­ет на суще­ство­ва­ние устой­чи­вых моде­лей пове­де­ния, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся под вли­я­ни­ем мно­же­ства фак­то­ров: доступ­но­сти инфор­ма­ции в интер­не­те, рекла­мы лекар­ствен­ных средств, преды­ду­ще­го нега­тив­но­го опы­та вза­и­мо­дей­ствия с систе­мой здра­во­охра­не­ния, а так­же реко­мен­да­ций из непро­фес­си­о­наль­ных источ­ни­ков (сове­ты зна­ко­мых, форумы).

Отдель­но­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет дина­ми­ка дове­рия к меди­цин­ским работ­ни­кам. По дан­ным на 2024 год, 57% рос­си­ян выра­зи­ли дове­рие вра­чам, кото­рых они посе­ща­ли в недав­нем вре­ме­ни. При этом 75% респон­ден­тов ука­за­ли, что каче­ство ком­му­ни­ка­ции явля­ет­ся важ­ней­шим фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния это­го дове­рия. Одна­ко обна­де­жи­ва­ю­щая кар­ти­на омра­ча­ет­ся нега­тив­ной дина­ми­кой: в пер­вом квар­та­ле 2025 года общий уро­вень дове­рия к вра­чам про­де­мон­стри­ро­вал сни­же­ние на 3,2%. Эта тен­ден­ция сиг­на­ли­зи­ру­ет о необ­хо­ди­мо­сти неза­мед­ли­тель­но­го при­ня­тия мер для укреп­ле­ния репу­та­ции меди­цин­ско­го сообщества.

Позиция регулятора

И меди­цин­ско­го сообщества

Офи­ци­аль­ная пози­ция Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции в дан­ном вопро­се была чет­ко сфор­му­ли­ро­ва­на мини­стром Миха­и­лом Мураш­ко. Клю­че­вой тезис заклю­ча­ет­ся в том, что совре­мен­ные роди­те­ли и паци­ен­ты в целом обла­да­ют бес­пре­це­дент­ным досту­пом к инфор­ма­ции. Одна­ко этот мас­сив дан­ных зача­стую не име­ет ниче­го обще­го с дока­за­тель­ной меди­ци­ной и состо­ит из мифов, уста­рев­ших све­де­ний и откро­вен­но деструк­тив­ных советов.

“Пре­одо­леть непра­виль­ные уста­нов­ки помо­га­ют эффек­тив­ная ком­му­ни­ка­ция со спе­ци­а­ли­стом и дове­рие к вра­чу”, — под­черк­нул министр.

Роль меди­цин­ско­го работ­ни­ка эво­лю­ци­о­ни­ру­ет. От него тре­бу­ет­ся не толь­ко без­упреч­ное кли­ни­че­ское мыш­ле­ние, но и высо­кая ком­му­ни­ка­тив­ная ком­пе­тент­ность. Врач дол­жен высту­пать не моно­поль­ным носи­те­лем зна­ния, а про­вод­ни­ком и интер­пре­та­то­ром, спо­соб­ным транс­фор­ми­ро­вать слож­ные меди­цин­ские кон­цеп­ции в доступ­ную и убе­ди­тель­ную для паци­ен­та информацию.

“Вра­чу необ­хо­ди­мо иметь зна­ния, осно­ван­ные на дока­за­тель­ствах, и уметь убеж­дать паци­ен­тов, что­бы пре­одо­леть нега­ти­визм и заблуж­де­ния. Пра­виль­но подо­бран­ные сло­ва могут решить мно­гие про­бле­мы”, — отме­тил Мурашко.

Модели эффективного взаимодействия

В меж­ду­на­род­ной и рос­сий­ской прак­ти­ке накоп­лен зна­чи­тель­ный опыт внед­ре­ния моде­лей вза­и­мо­дей­ствия, кото­рые при­зва­ны струк­ту­ри­ро­вать при­ем и сде­лать ком­му­ни­ка­цию мак­си­маль­но про­дук­тив­ной. Золо­тым стан­дар­том в этой обла­сти при­зна­на модель вза­им­но­го уча­стия. Дан­ный под­ход бази­ру­ет­ся на кон­цеп­ции рав­но­прав­но­го парт­нер­ства, где паци­ент рас­смат­ри­ва­ет­ся как экс­перт в вопро­сах соб­ствен­ных целей, цен­но­стей и жиз­нен­но­го опы­та. Зада­ча вра­ча — не навя­зать еди­ный алго­ритм дей­ствий, а выяс­нить при­о­ри­те­ты паци­ен­та и сов­мест­но раз­ра­бо­тать инди­ви­ду­аль­ный план лече­ния, кото­рый будет им мораль­но при­нят и точ­но испол­нен. Созда­ние сре­ды, бла­го­при­ят­ной для дока­за­тель­ной меди­ци­ны и эффек­тив­ной ком­му­ни­ка­ции, невоз­мож­но без мощ­ной инсти­ту­ци­о­наль­ной под­держ­ки. Как отме­тил министр Мураш­ко, клю­че­вым эле­мен­том в под­го­тов­ке меди­цин­ских кад­ров в систе­ме непре­рыв­но­го меди­цин­ско­го обра­зо­ва­ния (НМО) ста­но­вят­ся кли­ни­че­ские реко­мен­да­ции, фор­ми­ру­е­мые про­фес­си­о­наль­ны­ми сообществами.

Эти доку­мен­ты выпол­ня­ют дво­я­кую функ­цию. Во-пер­вых, они слу­жат глав­ным инстру­мен­том стан­дар­ти­за­ции под­хо­да к диа­гно­сти­ке, лече­нию, реа­би­ли­та­ции и про­фи­лак­ти­ке, обес­пе­чи­вая еди­ный стан­дарт помо­щи на осно­ве луч­ших миро­вых прак­тик и акту­аль­ной дока­за­тель­ной базы. Это мощ­ный аргу­мент в руках вра­ча в диа­ло­ге с паци­ен­том, ссы­ла­ю­щим­ся на непро­ве­рен­ные источники.

Во-вто­рых, сами кли­ни­че­ские реко­мен­да­ции ста­но­вят­ся объ­ек­том обу­че­ния. Врач, кото­рый в сво­ей прак­ти­ке опи­ра­ет­ся на такие стан­дар­ты, дей­ству­ет более уве­рен­но и может доступ­но объ­яс­нить логи­ку сво­их назна­че­ний, осно­вы­ва­ясь не на лич­ном мне­нии, а на кон­со­ли­ди­ро­ван­ной пози­ции про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства. Это укреп­ля­ет его авто­ри­тет и спо­соб­ству­ет росту доверия.

Про­бле­ма широ­ко­го рас­про­стра­не­ния само­ле­че­ния явля­ет­ся мно­го­гран­ной и не име­ет про­сто­го реше­ния. Как демон­стри­ру­ет ана­лиз, она коре­нит­ся в обла­сти дове­рия, кото­рое, в свою оче­редь, зави­сит от двух основ­ных стол­пов: про­фес­си­о­наль­ной ком­пе­тент­но­сти вра­ча, осно­ван­ной на дока­за­тель­ной меди­цине, и его спо­соб­но­сти к выстра­и­ва­нию эффек­тив­но­го диа­ло­га с паци­ен­том. Постро­е­ние новой моде­ли отно­ше­ний, где паци­ент и врач высту­па­ют союз­ни­ка­ми в дости­же­нии общей цели — сохра­не­ния здо­ро­вья, явля­ет­ся слож­ной, но дости­жи­мой задачей.

Похожие посты