Иссле­до­ва­ния в обла­сти ней­ро­био­ло­гии выяви­ли инте­рес­ную вза­и­мо­связь меж­ду уров­нем интел­лек­та и спо­соб­но­стью моз­га син­хро­ни­зи­ро­вать­ся с соб­ствен­ным рит­мом. Уче­ные при­шли к выво­ду, что более высо­кий интел­лект кор­ре­ли­ру­ет с эффек­тив­ной тета-связ­но­стью — явле­ни­ем, при кото­ром раз­лич­ные обла­сти моз­га рабо­та­ют син­хрон­но, осо­бен­но в усло­ви­ях высо­кой когни­тив­ной нагрузки.

Тета-связ­ность, опре­де­ля­е­мая как син­хро­ни­зи­ро­ван­ная актив­ность в диа­па­зоне мед­лен­ных волн от 4 до 8 Герц, игра­ет клю­че­вую роль в спо­соб­но­сти моз­га адап­ти­ро­вать­ся к умствен­ным зада­чам. Пси­хо­лог Анна-Лена Шуберт из Уни­вер­си­те­та име­ни Иоган­на Гутен­бер­га в Майн­це, под­чер­ки­ва­ет, что у людей с высо­ким уров­нем интел­лек­та наблю­да­ет­ся более эффек­тив­ная син­хро­ни­за­ция сиг­на­лов в сред­нефрон­таль­ной обла­сти моз­га, осо­бен­но в момен­ты слож­но­го мышления.

Нейробиология интеллекта

Иссле­до­ва­ние, в кото­ром при­ня­ли уча­стие 148 чело­век в воз­расте от 18 до 60 лет, вклю­ча­ло тесты на память и интел­лект, а так­же выпол­не­ние трех слож­ных когни­тив­ных зада­ний с раз­лич­ны­ми пра­ви­ла­ми. Участ­ни­ки, надев элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фи­че­ские (ЭЭГ) шап­ки, реша­ли зада­чи, тре­бу­ю­щие быст­рой адап­та­ции к изме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям. Напри­мер, в одном из зада­ний им пред­ла­га­лось опре­де­лить, боль­ше ли чис­ло пяти или мень­ше, а так­же чет­ное оно или нечет­ное. В дру­гом зада­нии участ­ни­ки рабо­та­ли с фигу­ра­ми Наво­на, а в тре­тьем — с пара­ми чисел и букв.

Уче­ные стре­ми­лись оце­нить, насколь­ко быст­ро участ­ни­ки могут адап­ти­ро­вать­ся к новым пра­ви­лам и как это отра­жа­ет­ся на их тета-рит­мах. Резуль­та­ты ока­за­лись неожи­дан­ны­ми: иссле­до­ва­те­ли не толь­ко наблю­да­ли, как мозг в реаль­ном вре­ме­ни под­стра­и­ва­ет­ся под изме­не­ния, но и обна­ру­жи­ли, что участ­ни­ки с высо­ки­ми пока­за­те­ля­ми в тестах на интел­лект и память демон­стри­ро­ва­ли более выра­жен­ную тета-связ­ность во вре­мя выпол­не­ния заданий.

Шуберт отме­ча­ет, что люди с более выра­жен­ной сред­нефрон­таль­ной тета-связ­но­стью луч­ше кон­цен­три­ру­ют­ся и спо­соб­ны игно­ри­ро­вать отвле­ка­ю­щие фак­то­ры, такие как зво­нок теле­фо­на или шум в обще­ствен­ном месте. Клю­че­вым аспек­том высо­ких когни­тив­ных спо­соб­но­стей явля­ет­ся не толь­ко устой­чи­вое вни­ма­ние, но и спо­соб­ность быст­ро пере­клю­чать­ся меж­ду зада­ча­ми, адап­ти­ру­ясь к новым условиям.

Сред­нефрон­таль­ная область моз­га вза­и­мо­дей­ству­ет с дру­ги­ми зона­ми не толь­ко для под­го­тов­ки к выпол­не­нию задач, но и для при­ня­тия реше­ний. Уче­ные под­чер­ки­ва­ют, что тета-связ­ность кор­ре­ли­ру­ет с когни­тив­ны­ми спо­соб­но­стя­ми в про­цес­се реак­ции, а не в момент настрой­ки на зада­чу. Эти выво­ды углуб­ля­ют пони­ма­ние ней­рон­ных меха­низ­мов интел­лек­та и под­чер­ки­ва­ют важ­ность когни­тив­но­го контроля.

Полу­чен­ные дан­ные откры­ва­ют новые гори­зон­ты для даль­ней­ших иссле­до­ва­ний в обла­сти ней­ро­био­ло­гии и могут стать осно­вой для раз­ра­бот­ки диа­гно­сти­че­ских мето­дик. Шуберт отме­ча­ет, что прак­ти­че­ское при­ме­не­ние, такое как тре­на­же­ры для моз­га или новые мето­ды диа­гно­сти­ки, пока оста­ет­ся в буду­щем, одна­ко иссле­до­ва­ние закла­ды­ва­ет важ­ную осно­ву для пони­ма­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния интел­лек­та на ней­рон­ном уровне.

Резуль­та­ты дан­но­го иссле­до­ва­ния под­чер­ки­ва­ют зна­чи­мость тета-связ­но­сти как мар­ке­ра когни­тив­но­го кон­тро­ля и его вли­я­ние на интел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти. Это откры­тие может при­ве­сти к новым под­хо­дам в диа­гно­сти­ке и тера­пии когни­тив­ных нару­ше­ний, а так­же углу­бить наше пони­ма­ние того, как рабо­та­ет чело­ве­че­ский мозг.

Похожие посты