Госу­дар­ствен­ная Дума Рос­сий­ской Феде­ра­ции в ходе вто­ро­го чте­ния рас­смот­ре­ла и утвер­ди­ла клю­че­вые пара­мет­ры феде­раль­но­го бюд­же­та и бюд­же­та Феде­раль­но­го фон­да обя­за­тель­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния на 2026 год. При­ня­тые реше­ния демон­стри­ру­ют после­до­ва­тель­ный курс на укреп­ле­ние систе­мы здра­во­охра­не­ния через суще­ствен­ное уве­ли­че­ние финан­си­ро­ва­ния и пере­смотр меха­низ­мов рас­пре­де­ле­ния ресур­сов. По срав­не­нию с пер­во­на­чаль­ны­ми про­ект­ны­ми вер­си­я­ми, объ­ем ассиг­но­ва­ний на здра­во­охра­не­ние из феде­раль­но­го бюд­же­та уве­ли­чил­ся на 58 млрд руб­лей, достиг­нув пока­за­те­ля в 1,934 трлн руб­лей вме­сто пер­во­на­чаль­но заяв­лен­ных 1,876 трлн руб­лей. Парал­лель­но с этим, бюд­жет ФФОМС так­же пока­зал зна­чи­тель­ный рост основ­ных пока­за­те­лей, что сви­де­тель­ству­ет о ком­плекс­ном под­хо­де к финан­со­во­му обес­пе­че­нию меди­цин­ской отрас­ли. Общий объ­ем рас­хо­дов ФФОМС уве­ли­чил­ся с 4,476 трлн руб­лей в 2025 году до 4,795 трлн руб­лей в 2026 году, что созда­ет допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для раз­ви­тия клю­че­вых направ­ле­ний меди­ци­ны и улуч­ше­ния доступ­но­сти меди­цин­ской помо­щи для граждан.

Ана­лиз дина­ми­ки бюд­жет­ных ассиг­но­ва­ний поз­во­ля­ет выявить не толь­ко коли­че­ствен­ные изме­не­ния, но и струк­тур­ные пре­об­ра­зо­ва­ния в систе­ме финан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния. Пере­рас­пре­де­ле­ние средств меж­ду ста­тья­ми рас­хо­дов, уточ­не­ние меха­низ­мов финан­си­ро­ва­ния высо­ко­тех­но­ло­гич­ной меди­цин­ской помо­щи и выде­ле­ние целе­вых средств на борь­бу с соци­аль­но зна­чи­мы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми отра­жа­ют стра­те­ги­че­ский под­ход к реше­нию систем­ных про­блем отрасли.

Новые бюджетные ассигнования

Общий обзор бюджетных параметров

Бюд­жет­ная поли­ти­ка в сфе­ре здра­во­охра­не­ния на 2026 год фор­ми­ру­ет­ся в рам­ках реа­ли­за­ции дол­го­сроч­ных стра­те­ги­че­ских целей раз­ви­тия стра­ны. Утвер­жден­ные пара­мет­ры финан­си­ро­ва­ния демон­стри­ру­ют при­вер­жен­ность госу­дар­ства кур­су на укреп­ле­ние обще­ствен­но­го здо­ро­вья и раз­ви­тие меди­цин­ской инфра­струк­ту­ры. Сум­мар­ное уве­ли­че­ние ассиг­но­ва­ний на здра­во­охра­не­ние на 58 млрд руб­лей пред­став­ля­ет собой суще­ствен­ную кор­рек­ти­ров­ку, кото­рая поз­во­лит ком­пен­си­ро­вать инфля­ци­он­ные про­цес­сы и создать допол­ни­тель­ные резер­вы для раз­ви­тия пер­спек­тив­ных направ­ле­ний медицины.

Бюд­жет Феде­раль­но­го фон­да обя­за­тель­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния пока­зы­ва­ет устой­чи­вую поло­жи­тель­ную дина­ми­ку, что соот­вет­ству­ет обще­ми­ро­вой прак­ти­ке уве­ли­че­ния рас­хо­дов на меди­ци­ну в раз­ви­тых стра­нах. Рост обще­го уров­ня рас­хо­дов сви­де­тель­ству­ет о рас­ши­ре­нии охва­та насе­ле­ния про­грам­ма­ми меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния и уве­ли­че­нии объ­е­мов ока­зы­ва­е­мой меди­цин­ской помо­щи. Важ­но отме­тить, что уве­ли­че­ние финан­си­ро­ва­ния про­ис­хо­дит на фоне струк­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний в систе­ме ОМС, направ­лен­ных на повы­ше­ние эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния ресур­сов и улуч­ше­ние каче­ства меди­цин­ских услуг.

Осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет про­гно­зи­ру­е­мый бюд­жет ФФОМС на пери­од до 2028 года, в рам­ках кото­ро­го пар­ла­мен­та­рии напра­ви­ли шесть попра­вок, пять из кото­рых были при­ня­ты во вто­ром чте­нии зако­но­про­ек­та. При этом общий объ­ем средств фон­да не пре­тер­пел суще­ствен­ных изме­не­ний — 114,3 млн руб­лей из раз­де­ла «Иные источ­ни­ки бюд­жет­ных ассиг­но­ва­ний» были пере­рас­пре­де­ле­ны на суб­вен­ции для тер­ри­то­ри­аль­ных фон­дов ОМС. Дан­ное реше­ние отра­жа­ет тен­ден­цию к децен­тра­ли­за­ции управ­ле­ния ресур­са­ми и уси­ле­нию роли реги­о­наль­ных орга­нов вла­сти в рас­пре­де­ле­нии средств соглас­но мест­ным при­о­ри­те­там и потребностям.

Целевое финансирование

Клю­че­вых направ­ле­ний медицины

При­о­ри­те­том бюд­жет­ной поли­ти­ки 2026 года оста­ет­ся целе­вое финан­си­ро­ва­ние про­грамм, направ­лен­ных на борь­бу с соци­аль­но зна­чи­мы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. Соглас­но тек­сту при­ня­то­го во вто­ром чте­нии зако­но­про­ек­та, на борь­бу с сахар­ным диа­бе­том допол­ни­тель­но напра­вят 4,9 млрд руб­лей. Столь суще­ствен­ное уве­ли­че­ние ассиг­но­ва­ний свя­за­но с ростом рас­про­стра­нен­но­сти дан­но­го забо­ле­ва­ния и необ­хо­ди­мо­стью обес­пе­че­ния паци­ен­тов совре­мен­ны­ми лекар­ствен­ны­ми пре­па­ра­та­ми и сред­ства­ми само­кон­тро­ля. Финан­си­ро­ва­ние поз­во­лит рас­ши­рить про­грам­мы скри­нин­га насе­ле­ния, улуч­шить ран­нюю диа­гно­сти­ку забо­ле­ва­ния и предот­вра­тить раз­ви­тие тяже­лых осложнений.

На борь­бу с онко­ло­ги­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми преду­смот­ре­но допол­ни­тель­ное финан­си­ро­ва­ние в раз­ме­ре 241,6 млн руб­лей. Несмот­ря на кажу­щу­ю­ся скром­ность этой сум­мы в срав­не­нии с дру­ги­ми ста­тья­ми рас­хо­дов, она ста­нет допол­не­ни­ем к уже суще­ству­ю­ще­му зна­чи­тель­но­му финан­си­ро­ва­нию онко­ло­ги­че­ской служ­бы. Эти сред­ства будут направ­ле­ны на раз­ви­тие высо­ко­тех­но­ло­гич­ных мето­дов диа­гно­сти­ки и лече­ния, а так­же на при­об­ре­те­ние спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го оборудования.

Пре­ду­пре­жде­ние и борь­ба с соци­аль­но зна­чи­мы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми полу­чит допол­ни­тель­но 548,8 млн руб­лей. К соци­аль­но зна­чи­мым забо­ле­ва­ни­ям отно­сят­ся тубер­ку­лез, ВИЧ-инфек­ция, вирус­ные гепа­ти­ты и дру­гие пато­ло­гии, пред­став­ля­ю­щие угро­зу для обще­ствен­но­го здо­ро­вья. Финан­си­ро­ва­ние будет направ­ле­но на про­фи­лак­ти­че­ские меро­при­я­тия, ран­нее выяв­ле­ние забо­ле­ва­ний и обес­пе­че­ние паци­ен­тов необ­хо­ди­мым лече­ни­ем. Реа­ли­за­ция про­грам­мы «Охра­на мате­рин­ства и дет­ства» полу­чит допол­ни­тель­но 95,9 млн руб­лей, что поз­во­лит уси­лить меры по сни­же­нию мате­рин­ской и мла­ден­че­ской смерт­но­сти, раз­ви­тию пери­на­таль­ных цен­тров и внед­ре­нию совре­мен­ных мето­дов выха­жи­ва­ния ново­рож­ден­ных с экс­тре­маль­но низ­кой мас­сой тела.

Важ­ным направ­ле­ни­ем бюд­жет­ной поли­ти­ки 2026 года явля­ет­ся раз­ви­тие сана­тор­но-курорт­но­го лече­ния и оздо­ро­ви­тель­ной инфра­струк­ту­ры. Пар­ла­мен­та­рии допол­ни­тель­но зало­жи­ли финан­си­ро­ва­ние на раз­ви­тие инфра­струк­ту­ры сана­тор­но-оздо­ро­ви­тель­ных учре­жде­ний в раз­ме­ре 1 млрд руб­лей. Эти инве­сти­ции будут направ­ле­ны на модер­ни­за­цию суще­ству­ю­щих и созда­ние новых сана­тор­но-курорт­ных учре­жде­ний, что поз­во­лит уве­ли­чить доступ­ность сана­тор­но-курорт­но­го лече­ния для раз­лич­ных кате­го­рий граждан.

При­ня­тые во вто­ром чте­нии поправ­ки к бюд­же­ту 2026 года демон­стри­ру­ют ком­плекс­ный под­ход к раз­ви­тию систе­мы здра­во­охра­не­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Уве­ли­че­ние объ­е­мов финан­си­ро­ва­ния соче­та­ет­ся с струк­тур­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, направ­лен­ны­ми на повы­ше­ние эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния ресур­сов. Изме­не­ния в меха­низ­ме финан­си­ро­ва­ния высо­ко­тех­но­ло­гич­ной меди­цин­ской помо­щи, не вклю­чен­ной в базо­вую про­грам­му ОМС, поз­во­ля­ют опти­ми­зи­ро­вать исполь­зо­ва­ние бюд­жет­ных средств и обес­пе­чить их целе­вое направ­ле­ние на ока­за­ние меди­цин­ской помо­щи гражданам.

Пер­спек­ти­вы даль­ней­ше­го раз­ви­тия систе­мы здра­во­охра­не­ния свя­за­ны с про­дол­же­ни­ем кур­са на уве­ли­че­ние финан­си­ро­ва­ния отрас­ли, опти­ми­за­ци­ей меха­низ­мов рас­пре­де­ле­ния ресур­сов и внед­ре­ни­ем совре­мен­ных моде­лей орга­ни­за­ции меди­цин­ской помо­щи. Как отме­тил Миха­ил Мишу­ст­ин, «про­дол­жим и даль­ше рас­ши­рять для граж­дан воз­мож­ность полу­чать совре­мен­ную меди­цин­скую помощь по всей стране«. Реа­ли­за­ция этих пла­нов будет спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию здо­ро­вья насе­ле­ния и дости­же­нию наци­о­наль­ных целей раз­ви­тия Рос­сий­ской Федерации.

Похожие посты