В сто­лич­ных меди­цин­ских учре­жде­ни­ях стан­дарт­ный при­ем у вра­ча-тера­пев­та зани­ма­ет в сред­нем две­на­дцать минут. Эта циф­ра вызы­ва­ет вопро­сы у части паци­ен­тов, сомне­ва­ю­щих­ся в доста­точ­но­сти тако­го вре­мен­но­го интер­ва­ла для каче­ствен­ной кон­суль­та­ции. Одна­ко совре­мен­ная реаль­ность мос­ков­ско­го здра­во­охра­не­ния демон­стри­ру­ет эффек­тив­ность дан­но­го под­хо­да: оче­ре­ди сокра­ще­ны, паци­ен­ты при­хо­дят стро­го к назна­чен­но­му вре­ме­ни, эко­но­мя часы ожидания. 

Оптимизация приема

Клю­чом к тако­му резуль­та­ту ста­ло внед­ре­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий, прин­ци­пи­аль­но изме­нив­ших про­цесс при­е­ма еще до момен­та встре­чи паци­ен­та и врача.

Предварительная диагностика

Роль ИИ-аген­та

Фун­да­мен­том опти­ми­за­ции стал “циф­ро­вой помощ­ник” — ИИ-агент, акти­ви­ру­ю­щий­ся в момент запи­си паци­ен­та через элек­трон­ную реги­стра­ту­ру. Вме­сто про­сто­го выбо­ра спе­ци­а­ли­ста, паци­ент деталь­но опи­сы­ва­ет цель визи­та, симп­то­мы и жало­бы, отве­чая на уточ­ня­ю­щие вопро­сы систе­мы.
Алго­ритм ана­ли­зи­ру­ет не толь­ко теку­щие жало­бы, но и всю исто­рию паци­ен­та, зафик­си­ро­ван­ную в элек­трон­ной меди­цин­ской кар­те (ЭМК). Это вклю­ча­ет преды­ду­щие обра­ще­ния, резуль­та­ты диа­гно­сти­ки, вызо­вы ско­рой помо­щи, гос­пи­та­ли­за­ции, свя­зан­ные с теку­щей про­бле­мой. Напри­мер, при жало­бах на боли в суста­вах, систе­ма мгно­вен­но предо­ста­вит исто­рию МРТ, заклю­че­ния орто­пе­дов, схе­мы про­шло­го лече­ния, поз­во­ляя вра­чу сра­зу оце­нить ста­дию заболевания.

Пере­ход на ЭМК в Москве был завер­шен в 2015 году, заме­нив бумаж­ные носи­те­ли. Объ­ем накоп­лен­ных дан­ных в кар­те одно­го паци­ен­та дела­ет руч­ной поиск инфор­ма­ции крайне затруднительным.

“Десят­ки про­то­ко­лов осмот­ров, резуль­та­ты ана­ли­зов, назна­че­ния — все это акку­му­ли­ро­ва­но в ЭМК. Искус­ствен­ный интел­лект высту­па­ет в роли интел­лек­ту­аль­но­го нави­га­то­ра, неза­ме­ни­мо­го помощ­ни­ка в систе­ме здра­во­охра­не­ния ново­го поко­ле­ния”, — ком­мен­ти­ру­ет Ана­ста­сия Рако­ва, заме­сти­тель мэра Моск­вы по вопро­сам соци­аль­но­го развития.

За пер­вый месяц после запус­ка (2023 г.) ИИ-агент под­го­то­вил свы­ше 2 мил­ли­о­нов подроб­ных меди­цин­ских сво­док для вра­чей, став кри­ти­че­ски важ­ным инстру­мен­том, исклю­ча­ю­щим упу­ще­ние дета­лей исто­рии болезни.

Эффективность на приеме

Алго­рит­ми­че­ские асси­стен­ты врача

Полу­чив от ИИ-аген­та струк­ту­ри­ро­ван­ную свод­ку, врач осво­бож­да­ет­ся от необ­хо­ди­мо­сти выяс­не­ния базо­во­го ана­мне­за. Осво­бо­див­ше­е­ся вре­мя фоку­си­ру­ет­ся на осмот­ре паци­ен­та и углуб­лен­ном обсуж­де­нии состо­я­ния. Непо­сред­ствен­но во вре­мя при­е­ма вра­чу доступ­ны допол­ни­тель­ные циф­ро­вые сервисы:

ТОП-3: На осно­ве ана­ли­за ЭМК и теку­щих жалоб систе­ма пред­ла­га­ет три наи­бо­лее веро­ят­ных пред­ва­ри­тель­ных диа­гно­за. Внед­рен­ный более четы­рех лет назад, сер­вис сего­дня демон­стри­ру­ет точ­ность поряд­ка 95% по широ­ко­му спек­тру забо­ле­ва­ний. Для вери­фи­ка­ции диа­гно­за ТОП-3 авто­ма­ти­че­ски фор­ми­ру­ет пере­чень необ­хо­ди­мых допол­ни­тель­ных иссле­до­ва­ний или кон­суль­та­ций узких специалистов.

ТОП-1: После выпол­не­ния реко­мен­до­ван­ных ТОП-3 иссле­до­ва­ний и полу­че­ния их резуль­та­тов, под­клю­ча­ет­ся сер­вис ТОП-1, пред­ла­га­ю­щий окон­ча­тель­ный, наи­бо­лее веро­ят­ный диа­гноз на осно­ве пол­но­го ком­плек­са данных.

Важ­но под­черк­нуть, что ИИ-сер­ви­сы выпол­ня­ют исклю­чи­тель­но вспо­мо­га­тель­ную функ­цию. Окон­ча­тель­ное реше­ние о диа­гно­зе и так­ти­ке лече­ния все­гда оста­ет­ся за вра­чом, кото­рый может скор­рек­ти­ро­вать, допол­нить или изме­нить реко­мен­да­ции, сге­не­ри­ро­ван­ные системой.

Технологическая платформа

Еди­ная меди­цин­ская инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ская систе­ма (ЕМИАС)

Циф­ро­вая транс­фор­ма­ция мос­ков­ско­го здра­во­охра­не­ния бази­ру­ет­ся на мощ­ной плат­фор­ме — ЕМИАС. Эта систе­ма инте­гри­ру­ет все клю­че­вые про­цес­сы: элек­трон­ную запись, веде­ние ЭМК, управ­ле­ние пото­ка­ми паци­ен­тов и, что кри­ти­че­ски важ­но, слу­жит осно­вой для раз­ра­бот­ки и внед­ре­ния сер­ви­сов искус­ствен­но­го интеллекта.

Ярким при­ме­ром слу­жит Еди­ная Радио­ло­ги­че­ская Служ­ба (ЕРС). Если ранее каж­дая поли­кли­ни­ка само­сто­я­тель­но про­во­ди­ла и опи­сы­ва­ла рент­ген, КТ и МРТ, то теперь все иссле­до­ва­ния опи­сы­ва­ют­ся цен­тра­ли­зо­ван­но Мос­ков­ским Цен­тром диа­гно­сти­ки и теле­ме­ди­ци­ны (МЦДТ), одним из круп­ней­ших в мире радио­ло­ги­че­ских учре­жде­ний. МЦДТ актив­но исполь­зу­ет ИИ-алго­рит­мы для ана­ли­за сним­ков. Это обес­пе­чи­ва­ет не толь­ко высо­кую ско­рость обра­бот­ки, но и бес­пре­це­дент­ную дета­ли­за­цию: ком­плекс­ные ИИ-сер­ви­сы спо­соб­ны выявить на одном сним­ке до 14 раз­лич­ных пато­ло­гий, вклю­чая бес­симп­том­ные заболевания.

“Сего­дня сто­лич­ным меди­кам доступ­но более 50 ИИ-сер­ви­сов, — отме­ча­ет мэр Моск­вы Сер­гей Собя­нин. — Ней­ро­се­те­вые алго­рит­мы рабо­та­ют в более чем 40 направ­ле­ни­ях, эффек­тив­но выяв­ляя пато­ло­гии серд­ца, позво­ноч­ни­ка, над­по­чеч­ни­ков, онко­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния и мно­гие другие”.

Удобство для пациента 

И пре­вен­тив­ный подход

Циф­ро­ви­за­ция при­нес­ла ощу­ти­мые пре­иму­ще­ства и паци­ен­там. Необ­хо­ди­мость хра­нить и носить с собой сним­ки и бумаж­ные выпис­ки отпа­ла — вся инфор­ма­ция доступ­на в ЭМК любо­му вра­чу в систе­ме мос­ков­ско­го здра­во­охра­не­ния. Это осо­бен­но кри­тич­но в экс­трен­ных ситу­а­ци­ях: бри­га­да ско­рой помо­щи или при­ем­ное отде­ле­ние ста­ци­о­на­ра могут опе­ра­тив­но озна­ко­мить­ся с пол­ной исто­ри­ей болез­ни паци­ен­та, вклю­чая аллер­гии и хро­ни­че­ские пато­ло­гии, еще до его поступления.

Раз­дел ЭМК “Днев­ник здо­ро­вья” сти­му­ли­ру­ет моск­ви­чей к систе­ма­ти­че­ско­му мони­то­рин­гу сво­е­го состо­я­ния. За послед­ний год актив­ность само­сто­я­тель­но­го вне­се­ния дан­ных о дав­ле­нии, пуль­се, уровне саха­ра в кро­ви и дру­гих пока­за­те­лях воз­рос­ла на 25%. Для упро­ще­ния это­го про­цес­са Москва пер­вой в Рос­сии внед­ри­ла голо­со­вой ввод дан­ных через ИИ-асси­стен­та Алису.

Москва демон­стри­ру­ет успеш­ную модель инте­гри­ро­ван­ной циф­ро­вой эко­си­сте­мы здра­во­охра­не­ния, где ЕМИАС высту­па­ет цен­траль­ной плат­фор­мой, а ИИ — клю­че­вым инстру­мен­том повы­ше­ния эффек­тив­но­сти и каче­ства помо­щи. Ожи­да­е­мо, что даль­ней­шее раз­ви­тие будет направ­ле­но на углуб­ле­ние ана­ли­ти­че­ских воз­мож­но­стей ИИ, рас­ши­ре­ние переч­ня авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных сер­ви­сов (осо­бен­но в обла­сти про­гно­зи­ро­ва­ния рис­ков хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний), и уси­ле­ние инстру­мен­тов пре­вен­тив­ной меди­ци­ны, доступ­ных граж­да­нам через “Днев­ник здо­ро­вья” и дру­гие плат­фор­мен­ные реше­ния. Этот опыт, соче­та­ю­щий тех­но­ло­ги­че­скую мощь и ори­ен­та­цию на удоб­ство паци­ен­та, пред­став­ля­ет зна­чи­тель­ный инте­рес для дру­гих реги­о­нов и стран, стре­мя­щих­ся модер­ни­зи­ро­вать свои систе­мы здравоохранения.

Похожие посты