Рас­про­стра­не­ние коро­на­ви­рус­ной инфек­ции SARS-CoV-2 и после­ду­ю­щая пан­де­мия кар­ди­наль­ным обра­зом транс­фор­ми­ро­ва­ли гло­баль­ный под­ход к обще­ствен­но­му здо­ро­вью. Поми­мо непо­сред­ствен­ных респи­ра­тор­ных симп­то­мов, меди­цин­ское сооб­ще­ство и уче­ные по все­му миру столк­ну­лись с мас­штаб­ной про­бле­мой отло­жен­ных послед­ствий забо­ле­ва­ния, объ­еди­нен­ных тер­ми­ном “пост­ко­вид­ный син­дром”. Сре­ди его мно­го­об­раз­ных про­яв­ле­ний осо­бую акту­аль­ность при­об­ре­та­ют нев­ро­ло­ги­че­ские и когни­тив­ные рас­строй­ства, кото­рые демон­стри­ру­ют дол­го­сроч­ное вли­я­ние виру­са на выс­шую нерв­ную дея­тель­ность чело­ве­ка. Науч­ные иссле­до­ва­ния, про­во­ди­мые с нача­ла пан­де­мии, после­до­ва­тель­но под­твер­жда­ют спо­соб­ность виру­са воз­дей­ство­вать на цен­траль­ную нерв­ную систему.

Неврологические последствия COVID-19

Осо­бую обес­по­ко­ен­ность у меди­цин­ских экс­пер­тов вызы­ва­ет вли­я­ние пере­не­сен­ной инфек­ции на когни­тив­ное раз­ви­тие детей. С рас­про­стра­не­ни­ем штам­ма “Омик­рон” часто­та слу­ча­ев зара­же­ния зна­чи­тель­но воз­рос­ла. Несмот­ря на то, что забо­ле­ва­ние в боль­шин­стве слу­ча­ев про­те­ка­ет в лег­кой фор­ме, по ана­ло­гии с ОРВИ, воз­рос­ло коли­че­ство сооб­ще­ний о новых пост­ко­вид­ных ослож­не­ни­ях. В их чис­ло вхо­дят симп­то­мы, сход­ные с про­яв­ле­ни­я­ми син­дро­ма дефи­ци­та вни­ма­ния и гипе­р­ак­тив­но­сти (СДВГ), кото­рые отно­сят­ся к кате­го­рии когни­тив­ных рас­стройств и нару­ше­ний рабо­ты цен­траль­ной нерв­ной систе­мы. Меха­низм воз­ник­но­ве­ния дан­ных нару­ше­ний свя­зан со спо­соб­но­стью виру­са про­во­ци­ро­вать ней­ро­вос­па­ле­ние. Созна­ние и управ­ле­ние телом, любая дви­га­тель­ная актив­ность зави­сит от того, как выстро­е­ны свя­зи меж­ду ней­ро­на­ми в голов­ном моз­ге. Ней­рон­ные свя­зи актив­но фор­ми­ру­ют­ся у ребен­ка после рож­де­ния. Одна­ко ней­ро­вос­па­ле­ние спо­соб­но нару­шить уже постро­ен­ные ней­рон­ные цепи. Вос­па­ли­тель­ный про­цесс, затра­ги­ва­ю­щий тка­ни, обо­лоч­ки и сосу­ды моз­га, может стать пря­мой при­чи­ной раз­ви­тия син­дро­ма дефи­ци­та вни­ма­ния у детей.

Клю­че­вой про­бле­мой в дан­ном кон­тек­сте явля­ет­ся слож­ность ран­ней диа­гно­сти­ки. В насто­я­щее вре­мя не суще­ству­ет широ­ко­до­ступ­ных и рутин­ных меди­цин­ских ана­ли­зов, кото­рые поз­во­ля­ли бы досто­вер­но иден­ти­фи­ци­ро­вать факт ней­ро­вос­па­ле­ния. Это созда­ет серьез­ные пре­пят­ствия для пре­вен­тив­ных мер и ран­не­го вме­ша­тель­ства, что, в свою оче­редь, может при­ве­сти к дол­го­сроч­ным послед­стви­ям для обу­че­ния и соци­аль­ной адап­та­ции ребенка.

Постковидный мозг

Когнитивные нарушения у взрослых

Взрос­лая попу­ля­ция демон­стри­ру­ет иную кар­ти­ну пост­ко­вид­ных нев­ро­ло­ги­че­ских ослож­не­ний. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным симп­то­мом здесь явля­ет­ся состо­я­ние, извест­ное в меди­цин­ской лите­ра­ту­ре как “моз­го­вой туман”. Это когни­тив­ное рас­строй­ство харак­те­ри­зу­ет­ся целым ком­плек­сом симп­то­мов: сни­же­ни­ем кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, ухуд­ше­ни­ем крат­ко­вре­мен­ной памя­ти, затруд­не­ни­я­ми с под­бо­ром слов, ощу­ще­ни­ем замед­лен­но­сти мыш­ле­ния и общей мен­таль­ной уста­ло­стью. Дан­ные симп­то­мы име­ют пря­мые послед­ствия для про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Кос­вен­ным под­твер­жде­ни­ем рас­про­стра­нен­но­сти это­го явле­ния может слу­жить ста­ти­сти­ка, отме­ча­ю­щая рост чис­ла незна­чи­тель­ных дорож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ствий в пери­од с 2023 по 2024 год. Это поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить связь меж­ду пере­не­сен­ной инфек­ци­ей и сни­же­ни­ем когни­тив­ных функ­ций, кри­ти­че­ски важ­ных для выпол­не­ния повсе­днев­ных задач, тре­бу­ю­щих повы­шен­но­го вни­ма­ния и быст­рой реакции.

Коро­на­ви­рус­ная инфек­ция про­дол­жа­ет пред­став­лять собой серьез­ную про­бле­му, выхо­дя­щую дале­ко за пре­де­лы острой фазы забо­ле­ва­ния. Нев­ро­ло­ги­че­ские и когни­тив­ные послед­ствия, такие как СДВГ-подоб­ные симп­то­мы у детей и «моз­го­вой туман» у взрос­лых, ока­зы­ва­ют вли­я­ние на жизнь в целом. Даль­ней­шие иссле­до­ва­ния долж­ны быть сфо­ку­си­ро­ва­ны на точ­ных меха­низ­мах повре­жде­ния нерв­ной систе­мы и раз­ра­бот­ке эффек­тив­ных мето­дов терапии.

Похожие посты