Реа­ли­за­ция мас­штаб­но­го про­ек­та “Циф­ро­вая кли­ни­ка” в мос­ков­ских ста­ци­о­на­рах под­твер­жда­ет потен­ци­ал тех­но­ло­гий для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти рабо­ты меди­цин­ско­го пер­со­на­ла. Соглас­но пред­став­лен­ным дан­ным, ини­ци­а­ти­ва, стар­то­вав­шая в 2023 году, уже при­ве­ла к зна­чи­тель­но­му сокра­ще­нию адми­ни­стра­тив­ной нагруз­ки на вра­чей и сред­ний меди­цин­ский пер­со­нал, высво­бож­дая цен­ное вре­мя для непо­сред­ствен­ной рабо­ты с пациентами.

Суть проекта

И достиг­ну­тые результаты

Про­ект “Циф­ро­вая кли­ни­ка” пред­став­ля­ет собой ком­плекс­ную про­грам­му сто­лич­ных вла­стей по пере­во­ду про­цес­сов ока­за­ния ста­ци­о­нар­ной помо­щи в элек­трон­ный фор­мат. Клю­че­вы­ми эле­мен­та­ми стали:

  1. Пол­ный элек­трон­ный доку­мен­то­обо­рот: Вся меди­цин­ская доку­мен­та­ция ведет­ся исклю­чи­тель­но через Еди­ную меди­цин­скую инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­скую систе­му (ЕМИАС).
  2. Мобиль­ные рабо­чие места: Осна­ще­ние пер­со­на­ла план­ше­та­ми и ноут­бу­ка­ми (свы­ше 9500 еди­ниц за два года) с досту­пом к ЕМИАС в любой точ­ке стационара.
  3. Онлайн-сер­ви­сы для паци­ен­тов: Предо­став­ле­ние паци­ен­там и их род­ствен­ни­кам уда­лен­но­го досту­па к меди­цин­ской инфор­ма­ции и услугам.

Пер­вы­ми участ­ни­ка­ми про­ек­та в 2023 году ста­ли Город­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца име­ни В.В. Вере­са­е­ва и Науч­но-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут ско­рой помо­щи име­ни Н.В. Скли­фо­сов­ско­го. К насто­я­ще­му момен­ту циф­ро­вые стан­дар­ты внед­ре­ны в 32 город­ских мно­го­про­филь­ных ста­ци­о­на­ра, став для них еди­ной моде­лью орга­ни­за­ции работы.

Измеряемая эффективность

Основ­ным дости­же­ни­ем про­ек­та при­зна­но суще­ствен­ное сни­же­ние непро­филь­ной нагруз­ки на меди­цин­ских сотрудников:

  1. Сни­же­ние адми­ни­стра­тив­ной нагруз­ки: По оцен­кам, общая нагруз­ка, свя­зан­ная с бумаж­ной рабо­той и рутин­ны­ми опе­ра­ци­я­ми, сокра­ти­лась при­бли­зи­тель­но на 30%.
  2. Высво­бож­де­ние вре­ме­ни для паци­ен­тов: Авто­ма­ти­за­ция про­цес­сов, таких как оформ­ле­ние меди­цин­ских форм и ком­му­ни­ка­ция меж­ду отде­ле­ни­я­ми (назна­че­ния и дан­ные о паци­ен­те доступ­ны мед­сест­рам в реаль­ном вре­ме­ни), поз­во­ли­ла пер­со­на­лу эко­но­мить зна­чи­тель­ное коли­че­ство вре­ме­ни в тече­ние сме­ны. По заяв­ле­нию глав­но­го вра­ча ГКБ им. В.В. Вере­са­е­ва, вра­ча-хирур­га Иго­ря Пар­фе­но­ва, это при­ве­ло к сле­ду­ю­щим изменениям:
      1. Вра­чи полу­чи­ли воз­мож­ность уде­лять каж­до­му паци­ен­ту допол­ни­тель­но от 9 до 15 минут.
      2. Меди­цин­ские сест­ры смог­ли уве­ли­чить вре­мя вза­и­мо­дей­ствия с паци­ен­та­ми на от 12 до 15 минут на одно­го человека.
  3. Итог за сме­ну: В сово­куп­но­сти это высво­бож­да­ет от 1,5 до 3 часов за рабо­чую сме­ну, кото­рые мед­ра­бот­ни­ки могут напра­вить на диа­гно­сти­ку, лече­ние и непо­сред­ствен­ное обще­ние с пациентами.

Контекст цифровизации

И суще­ству­ю­щие вызовы

Успе­хи мос­ков­ско­го про­ек­та раз­ви­ва­ют­ся на фоне обще­рос­сий­ской “Стра­те­гии циф­ро­ви­за­ции здра­во­охра­не­ния до 2030 года”, утвер­жден­ной в 2024 году. 

Этот доку­мент ста­вит амби­ци­оз­ные цели, вклю­чая дости­же­ние высо­ко­го уров­ня “циф­ро­вой зре­ло­сти” орга­нов вла­сти и меди­цин­ских орга­ни­за­ций в реги­о­нах, а так­же уско­рен­ный пере­ход отрас­ли на новые управ­лен­че­ские и тех­но­ло­ги­че­ские прин­ци­пы с исполь­зо­ва­ни­ем “циф­ро­вых двой­ни­ков”. Стра­те­гия пред­по­ла­га­ет созда­ние “еди­ной плат­фор­мен­ной эко­си­сте­мы на осно­ве целост­ных и одно­род­ных пер­вич­ных данных”.

Одна­ко обще­рос­сий­ские иссле­до­ва­ния под­чер­ки­ва­ют неод­но­род­ность циф­ро­вой транс­фор­ма­ции и сохра­ня­ю­щи­е­ся проблемы:

  • Дан­ные 2024 года: Опрос пока­зал, что более поло­ви­ны вра­чей счи­та­ли реаль­ный уро­вень циф­ро­ви­за­ции в их рабо­те не соот­вет­ству­ю­щим офи­ци­аль­ным заяв­ле­ни­ям. Каж­дый шестой спе­ци­а­лист не имел досту­па к интер­не­ту на рабо­чем месте, а у тре­ти отсут­ство­ва­ло под­клю­че­ние к меди­цин­ским инфор­ма­ци­он­ным систе­мам. Лишь 50% респон­ден­тов на тот момент ощу­ща­ли суще­ствен­ную помощь от циф­ро­вых инстру­мен­тов в сво­ей работе.
  • Дина­ми­ка 2025 года: Более све­жий опрос демон­стри­ру­ет поло­жи­тель­ную тен­ден­цию: 54,9% рос­сий­ских вра­чей теперь заяв­ля­ют, что циф­ро­ви­за­ция помо­га­ет им в рабо­те. Еще 23,4% отме­ча­ют незна­чи­тель­ную помощь. Это ука­зы­ва­ет на посте­пен­ное, хотя и нерав­но­мер­ное, улуч­ше­ние ситуации.

Про­ект “Циф­ро­вая кли­ни­ка” в Москве слу­жит нагляд­ным дока­за­тель­ством того, что целе­на­прав­лен­ная циф­ро­ви­за­ция клю­че­вых опе­ра­ци­он­ных про­цес­сов в ста­ци­о­на­рах спо­соб­на при­не­сти ощу­ти­мые результаты.

Глав­ный эффект – зна­чи­тель­ное сокра­ще­ние вре­ме­ни, затра­чи­ва­е­мо­го на рутин­ные адми­ни­стра­тив­ные зада­чи, и его пере­рас­пре­де­ле­ние в поль­зу основ­ной мис­сии меди­ци­ны – забо­ты о паци­ен­тах. Успех сто­лич­ной ини­ци­а­ти­вы, выра­жен­ный в кон­крет­ных циф­рах сни­же­ния нагруз­ки и высво­бож­де­ния вре­мен­ных ресур­сов, зада­ет важ­ный ори­ен­тир для реа­ли­за­ции обще­на­ци­о­наль­ной Стра­те­гии циф­ро­ви­за­ции здра­во­охра­не­ния до 2030 года.

Даль­ней­шее раз­ви­тие про­ек­та “Циф­ро­вая кли­ни­ка” и тира­жи­ро­ва­ние его луч­ших прак­тик на дру­гие субъ­ек­ты РФ будут клю­че­вы­ми фак­то­ра­ми в повы­ше­нии эффек­тив­но­сти оте­че­ствен­ной систе­мы здра­во­охра­не­ния и дости­же­нии целей, обо­зна­чен­ных в феде­раль­ной стратегии.

Похожие посты