По данным глобальной статистики, на начало июля 2024 года в мире насчитывалось 5,17 миллиарда пользователей социальных сетей, что составляет 63,7% от общей численности населения планеты. Типичный пользователь активно посещает в среднем 6,7 различных платформ ежемесячно и тратит примерно 2 часа 20 минут ежедневно на их использование. В Российской Федерации около 97% подростков в возрасте 12–17 лет пользуются интернетом ежедневно, при этом четверть их онлайн-времени уходит именно на социальные сети. Подобная интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь требует от медицинского сообщества тщательного анализа потенциальных последствий для психического здоровья пациентов подросткового возраста.
Проведенный анализ многочисленных исследований демонстрирует противоречивость существующих данных. Если ранние работы акцентировали внимание преимущественно на негативных аспектах, то современные исследования указывают на сложный, многогранный характер взаимодействия между активностью в социальных сетях и психологическим благополучием.
Положительные аспекты использования
Социальные сети при их грамотном использовании могут оказывать позитивное влияние на психологическое состояние подростков. Согласно данным Pew Research Center за 2025 год, 74% подростков отмечают, что эти платформы помогают им чувствовать более тесную связь с друзьями, а 63% рассматривают их как площадку для демонстрации своих творческих способностей. Эти данные подтверждаются глобальным исследованием McKinsey, в котором более 50% респондентов всех возрастных групп указали на самоэкспрессию и социальную связанность как ключевые преимущества использования социальных платформ.
Важным аспектом является доступ к информации по вопросам психического здоровья. Исследования показывают, что 34% подростков хотя бы иногда получают информацию о психическом здоровье через социальные сети, причем для 63% из них эти платформы представляются важным ресурсом для получения подобных знаний. Эксперты также отмечают развивающий потенциал цифрового пространства.
Как указывает Александра Бочавер, доцент Института образования НИУ ВШЭ, «для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет — это территория исследований. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний».
Потенциальные риски
И негативные последствия
Несмотря на имеющиеся преимущества, научное сообщество выделяет ряд существенных рисков, связанных с активным использованием социальных сетей. Согласно последним исследованиям, 48% подростков считают, что социальные сети оказывают в основном негативное влияние на людей их возраста — показатель, который значительно вырос по сравнению с 32% в 2022 году. При этом лишь 14% респондентов отмечают отрицательное воздействие на них лично, что указывает на феномен восприятия негативного влияния как более актуального для сверстников, чем для себя.
Ключевые области негативного влияния включают:
- Психоэмоциональную сферу: Подростки женского пола значительно чаще сообщают о негативном влиянии социальных сетей на психическое здоровье (25% против 14% у мальчиков), уверенность в себе (20% против 10%) и качество сна (50% против 40%). Глобальные исследования McKinsey также подтверждают гендерные различия: девушки чаще указывают на негативное влияние платформ на страх пропустить важное (32% против 22%), образ тела (32% против 16%) и уверенность в себе (24% против 13%).
- Феномен социального сравнения: Визуально-ориентированные платформы, такие как Instagram и TikTok, оказывают особое влияние на самовосприятие, способствуя развитию комплексов и снижению самооценки.
- Кибербуллинг: Проблема онлайн-травли остается одним из наиболее серьезных вызовов, с которыми сталкиваются подростки в цифровом пространстве. Оскорбительные комментарии и насмешки могут нанести существенный ущерб психическому здоровью и стать триггером для развития депрессивных состояний.
- Нарушение сна и снижение физической активности: Многочасовое пребывание в социальных сетях часто происходит в ущерб сну и физической активности. Исследования показывают, что использование соцсетей более шести часов в будние дни коррелирует со снижением удовлетворенности жизнью и самооценки.
Роль генетических факторов
И индивидуальных особенностей
Результаты близнецовых исследований
Новейшие научные данные свидетельствуют о значительном влиянии генетических факторов на характер и интенсивность использования социальных сетей. Масштабное исследование, проведенное учеными из Института общества Макса Планка с привлечением более 6000 близнецов из Нидерландов, продемонстрировало, что до 72% различий в том, сколько времени люди проводят в социальных сетях, связаны с генетическими особенностями. При этом было установлено, что связь между использованием социальных платформ и психическим состоянием является минимальной и частично объясняется общими генетическими факторами.
Интересные закономерности выявлены в отношении различий между пользователями с разным уровнем психологического благополучия. Люди с более высоким уровнем благополучия чаще используют несколько платформ одновременно, но преимущественно в пассивном режиме — для просмотра контента. В то же время пользователи с более низким уровнем благополучия проявляют большую активность в создании и публикации контента, но на ограниченном числе площадок. Эти данные подтверждают тезис о том, что влияние социальных сетей не может быть сведено к упрощенным категориям «вредно» или «полезно», а зависит от комплекса индивидуальных особенностей, включая наследственность, жизненный контекст и уровень социальной поддержки.
Социальные сети как индикатор, а не причина проблем
Современные исследования все чаще рассматривают активность в социальных сетях не как причину психических проблем, а как индикатор уже существующих трудностей.
Как отмечают эксперты, «пресловутое ежедневное использование социальных сетей, которое имеет негативные последствия, может быть сигналом тревоги, который помогает обнаружить другие проблемы (социальные конфликты, изоляция, издевательства, страдания и т.д.) или даже психические патологии, такие как депрессия или социальная тревога».
Для детей, сталкивающихся с депрессией, одиночеством, стигматизацией или неблагополучной обстановкой дома, интернет зачастую становится формой эскапизма от неудовлетворяющей реальности.
Этот подход согласуется с концепцией «цифрового стресса», который возникает когда ожидания от онлайн-взаимодействий не оправдываются. Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Digital Health, показало, что подростки особенно остро воспринимают недоступность друзей в социальных сетях, когда видят их активность на других платформах или взаимодействие с другими пользователями.
Как поясняет автор работы Федерика Анджелини, «визуальный контент позволяет подросткам видеть, чем занимаются их друзья в любой момент времени. Если подростки замечают, что их друзья активны в Сети или проводят время с другими, игнорируя их сообщения, они могут чувствовать себя отвергнутыми».

Подобное несоответствие ожиданий и реальности нередко приводит к конфликтам в отношениях и служит дополнительным источником психоэмоционального напряжения.
Представленный анализ демонстрирует сложность и неоднозначность влияния социальных сетей на психическое здоровье подростков. С одной стороны, цифровые платформы предоставляют беспрецедентные возможности для поддержания социальных связей, творческой самореализации и доступа к информации. С другой стороны, они несут потенциальные риски, связанные с кибербуллингом, социальным сравнением и нарушением базовых аспектов здорового образа жизни.
Особого внимания заслуживают данные о значительной роли генетических факторов в характере использования социальных сетей, что указывает на необходимость учета индивидуальных особенностей при разработке профилактических и коррекционных программ. Как подчеркивают авторы близнецового исследования, влияние социальных сетей не может быть сведено к упрощенным дихотомиям, а зависит от комплекса факторов, включая наследственность, жизненный контекст и уровень социальной поддержки.
Для медицинских специалистов ключевым выводом является необходимость комплексного подхода, учитывающего как потенциальные риски, так и возможности социальных сетей для психического здоровья подростков. Сотрудничество между технологическими компаниями, специалистами в области психического здоровья, образовательными учреждениями и родителями представляется наиболее перспективной стратегией для создания здоровой цифровой среды для подрастающего поколения.

Кардиология
Инфектология
Онкология
Фертильность
Нефрология
Эндокринология