В декаб­ре был под­пи­сан указ, утвер­жда­ю­щий новую редак­цию Стра­те­гии раз­ви­тия здра­во­охра­не­ния в Рос­сий­ской Феде­ра­ции с гори­зон­том пла­ни­ро­ва­ния до 2030 года. Этот доку­мент при­шел на сме­ну преды­ду­щей вер­сии, дей­ство­вав­шей до 2025 года, и опре­де­ля­ет систем­ный ответ на акту­аль­ные вызо­вы в сфе­ре охра­ны здо­ро­вья граж­дан. В отли­чие от рамоч­ных про­грамм про­шлых лет, новая стра­те­гия носит ком­плекс­ный харак­тер, инте­гри­руя зада­чи меди­цин­ско­го обес­пе­че­ния с при­о­ри­те­та­ми тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия и эко­но­ми­че­ской без­опас­но­сти стра­ны. Пра­ви­тель­ству пору­че­но в шести­ме­сяч­ный срок раз­ра­бо­тать и утвер­дить деталь­ный план меро­при­я­тий по реа­ли­за­ции стра­те­гии, что ука­зы­ва­ет на опе­ра­тив­ный харак­тер нача­ла работ. Доку­мент струк­ту­ри­ро­ван в семи раз­де­лах, содер­жа­щих 24 пунк­та, кото­рые охва­ты­ва­ют оцен­ку теку­ще­го состо­я­ния, иден­ти­фи­ка­цию угроз, поста­нов­ку целей и опи­са­ние меха­низ­мов их достижения.

Стратегические цели

И коли­че­ствен­ные ориентиры

Стра­те­гия фор­му­ли­ру­ет ряд кон­крет­ных изме­ри­мых целей, дости­же­ние кото­рых запла­ни­ро­ва­но к 2030 году. Эти пока­за­те­ли слу­жат основ­ны­ми клю­че­вы­ми пока­за­те­ля­ми эффек­тив­но­сти для всей отрасли.

  1. Тех­но­ло­ги­че­ский суве­ре­ни­тет и импор­то­за­ме­ще­ние. Одной из цен­траль­ных задач явля­ет­ся ради­каль­ное сни­же­ние зави­си­мо­сти от ино­стран­ных поста­вок. Доля лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства в общем объ­е­ме про­даж, а так­же в перечне жиз­нен­но необ­хо­ди­мых и важ­ней­ших пре­па­ра­тов, долж­на достичь 90%. В сег­мен­те меди­цин­ских имплан­тов пла­ни­ру­ет­ся уве­ли­чить долю рос­сий­ских изде­лий почти до 20%. Сово­куп­ный пока­за­тель тех­но­ло­ги­че­ской неза­ви­си­мо­сти всей сфе­ры здра­во­охра­не­ния целе­вой стра­те­ги­ей опре­де­лен на уровне 80%. Как отме­ча­ет­ся в тек­сте доку­мен­та, теку­щая зави­си­мость от ино­стран­но­го сырья и ком­плек­ту­ю­щих пря­мо клас­си­фи­ци­ро­ва­на как угро­за наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, что при­да­ет этим зада­чам выс­ший приоритет.
  2. Кад­ро­вое обес­пе­че­ние и обще­ствен­ное здо­ро­вье. В обла­сти чело­ве­че­ских ресур­сов стра­те­гия уста­нав­ли­ва­ет план­ку обес­пе­чен­но­сти вра­ча­ми меди­цин­ских орга­ни­за­ций, ока­зы­ва­ю­щих помощь в рам­ках про­грам­мы госу­дар­ствен­ных гаран­тий, на уровне 43,46 спе­ци­а­ли­ста на 10 тысяч насе­ле­ния. Парал­лель­но ста­вят­ся амби­ци­оз­ные зада­чи по укреп­ле­нию обще­ствен­но­го здо­ро­вья: доля граж­дан, веду­щих здо­ро­вый образ жиз­ни, долж­на быть уве­ли­че­на до 13,6%, а сред­не­ду­ше­вое потреб­ле­ние алко­го­ля — сокра­ще­но до 7,8 лит­ра эта­но­ла в год.
  3. Циф­ро­вая транс­фор­ма­ция. Каче­ствен­ным про­ры­вом долж­но стать внед­ре­ние еди­ной циф­ро­вой плат­фор­мы по управ­ле­нию здо­ро­вьем чело­ве­ка, осно­ван­ной на тех­но­ло­ги­ях искус­ствен­но­го интел­лек­та. Эта систе­ма пози­ци­о­ни­ру­ет­ся как инте­гра­тор меди­цин­ских дан­ных, инстру­мент для пре­дик­тив­ной ана­ли­ти­ки и пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ных реко­мен­да­ций для граждан.

Ключевые направления реализации 

И меха­низ­мы

Реа­ли­за­ция постав­лен­ных целей будет осу­ществ­лять­ся по несколь­ким вза­и­мо­свя­зан­ным направ­ле­ни­ям, каж­дое из кото­рых откры­ва­ет воз­мож­но­сти для отрас­ле­вых игроков.

1. Фор­ми­ро­ва­ние эко­си­сте­мы збе­ре­же­ния здоровья

Стра­те­гия дела­ет выра­жен­ный акцент на про­фи­лак­ти­ке и управ­ле­нии здо­ро­вьем насе­ле­ния. Пла­ни­ру­ет­ся раз­ви­тие систе­мы моти­ва­ции граж­дан к здо­ро­во­му обра­зу жиз­ни, вклю­чая регу­ляр­ную физи­че­скую актив­ность и отказ от вред­ных привычек.

“Систем­ная про­фи­лак­ти­ка забо­ле­ва­ний необ­хо­ди­ма для сни­же­ния общей забо­ле­ва­е­мо­сти насе­ле­ния, про­дле­ния актив­но­го дол­го­ле­тия и умень­ше­ния нагруз­ки на меди­цин­ские учре­жде­ния”, — ком­мен­ти­ру­ет министр здра­во­охра­не­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции Миха­ил Мурашко.

Этот под­ход пред­по­ла­га­ет не толь­ко инфор­ма­ци­он­ные кам­па­нии, но и созда­ние инфра­струк­ту­ры, а так­же вовле­че­ние рабо­то­да­те­лей и стра­хо­вых ком­па­ний в про­грам­мы кор­по­ра­тив­но­го здоровья.

2. Раз­ви­тие науч­но-тех­но­ло­ги­че­ской базы и фар­ма­цев­ти­че­ско­го производства

Для дости­же­ния пока­за­те­лей импор­то­за­ме­ще­ния преду­смот­ре­на ком­плекс­ная под­держ­ка раз­ра­бот­ки и про­из­вод­ства оте­че­ствен­ных лекарств, меди­цин­ских изде­лий и био­ме­ди­цин­ских кле­точ­ных продуктов.

Осо­бый ста­тус полу­чат про­ек­ты в обла­сти пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной меди­ци­ны и новых мето­дов лече­ния. Инве­сти­ции будут направ­ле­ны на модер­ни­за­цию иссле­до­ва­тель­ской инфра­струк­ту­ры, уско­ре­ние про­цес­сов реги­стра­ции и вывод на рынок кон­ку­рен­то­спо­соб­ных рос­сий­ских ана­ло­гов. Это созда­ет пер­спек­ти­вы для фар­ма­цев­ти­че­ских хол­дин­гов, био­тех-стар­та­пов и про­из­во­ди­те­лей меди­цин­ско­го оборудования.

Стратегия развития до 2030 года

3. Модер­ни­за­ция систе­мы управ­ле­ния и финансирования

Стра­те­гия пред­по­ла­га­ет совер­шен­ство­ва­ние меха­низ­мов управ­ле­ния отрас­лью на феде­раль­ном и реги­о­наль­ном уров­нях. Пла­ни­ру­ет­ся опти­ми­за­ция систе­мы финан­си­ро­ва­ния меди­цин­ской помо­щи для обес­пе­че­ния ее устой­чи­во­сти и эффективности.

“Это явля­ет­ся клю­че­вым для обес­пе­че­ния ста­биль­но­сти и адап­тив­но­сти систе­мы здра­во­охра­не­ния к новым вызо­вам”, — под­чер­ки­ва­ет Миха­ил Мурашко.

Ожи­да­ет­ся внед­ре­ние новых моде­лей опла­ты тру­да меди­цин­ских работ­ни­ков, ори­ен­ти­ро­ван­ных на каче­ство и резуль­тат, а так­же раз­ви­тие меха­низ­мов госу­дар­ствен­но-част­но­го парт­нер­ства для при­вле­че­ния вне­бюд­жет­ных инве­сти­ций в инфраструктуру.

4. Созда­ние еди­но­го циф­ро­во­го контура

Циф­ро­ви­за­ция при­зна­на кри­ти­че­ски важ­ным инстру­мен­том для повы­ше­ния каче­ства и доступ­но­сти помо­щи. Поми­мо созда­ния плат­фор­мы управ­ле­ния здо­ро­вьем, про­дол­жит­ся раз­ви­тие Еди­ной госу­дар­ствен­ной инфор­ма­ци­он­ной систе­мы в сфе­ре здра­во­охра­не­ния. Ее зада­чи — обес­пе­чить бес­шов­ное вза­и­мо­дей­ствие меж­ду мед­учре­жде­ни­я­ми, предо­ста­вить вра­чам опе­ра­тив­ный доступ к пол­ной исто­рии паци­ен­та, а граж­да­нам — к удоб­ным элек­трон­ным сер­ви­сам. Внед­ре­ние искус­ствен­но­го интел­лек­та пла­ни­ру­ет­ся для ана­ли­за боль­ших дан­ных, под­держ­ки при­ня­тия вра­чеб­ных реше­ний и авто­ма­ти­за­ции рутин­ных процессов.

Обеспечение устойчивости

И без­опас­ность системы

Отдель­ный блок стра­те­гии посвя­щен повы­ше­нию готов­но­сти систе­мы здра­во­охра­не­ния к рабо­те в усло­ви­ях чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, вклю­чая воен­ное вре­мя. Этот аспект, акту­а­ли­зи­ро­ван­ный в послед­ние годы, под­ра­зу­ме­ва­ет созда­ние резер­вов мате­ри­аль­ных запа­сов, меди­ка­мен­тов и обо­ру­до­ва­ния, отра­бот­ку меха­низ­мов быст­рой пере­про­фи­ли­за­ции мощ­но­стей и моби­ли­за­ции кад­ров. Укреп­ле­ние мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ской базы инфек­ци­он­ных ста­ци­о­на­ров и санэпид­служ­бы так­же вхо­дит в чис­ло при­о­ри­те­тов. Для постав­щи­ков это озна­ча­ет фор­ми­ро­ва­ние гаран­ти­ро­ван­но­го госу­дар­ствен­но­го зака­за на соот­вет­ству­ю­щую про­дук­цию и услуги.

“Утвер­жден­ная стра­те­гия опре­де­ля­ет клю­че­вой век­тор раз­ви­тия отрас­ли, ори­ен­ти­ро­ван­ный на дости­же­ние наци­о­наль­ных целей — сохра­не­ние насе­ле­ния и укреп­ле­ние здо­ро­вья людей. Она закла­ды­ва­ет потен­ци­ал для актив­но­го дол­го­ле­тия и укреп­ле­ния систе­мы”, — резю­ми­ру­ет министр здра­во­охра­не­ния Миха­ил Мурашко.

Успех реа­ли­за­ции стра­те­гии будет зави­сеть от согла­со­ван­но­сти дей­ствий орга­нов вла­сти, готов­но­сти биз­не­са к дол­го­сроч­ным инве­сти­ци­ям в про­из­вод­ствен­ные и науч­ные про­ек­ты, а так­же от эффек­тив­но­сти управ­ле­ния на каж­дом этапе.

Похожие посты