В рамках реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта Российская Федерация формирует комплексную экосистему для внедрения технологий ИИ в систему здравоохранения. Минздрав России определил более 200 прикладных задач для применения интеллектуальных систем в медицине, осуществляются масштабные исследования и тестирование сервисов в реальных условиях, параллельно формируется необходимая регуляторная база. Нейросети активно применяются для автоматизации рутинных задач медицинских специалистов, диагностики и сопровождения пациентов.
Согласно прогнозам, в течение пяти лет до 28 миллионов россиян с хроническими неинфекционными заболеваниями будут охвачены системами постоянного дистанционного мониторинга здоровья. Концепция цифровизации здравоохранения включает комбинацию строгих и гибких сценариев регулирования искусственного интеллекта, масштабирование успешных решений на федеральный уровень, развитие стандартов и экспериментальных режимов, а также акцент на проактивный дистанционный мониторинг пациентов и подготовку квалифицированных кадров.

“Мы создали условия для сочетания строгого и гибкого регулирования ИИ. К строгому регулированию относятся четкие правила регистрации медицинских изделий, пострегистрационное наблюдение, действующие ГОСТы и стандарты. Однако в настоящее время приоритет отдается гибким экспериментальным режимам, которые позволяют в течение трех лет формировать доказательную базу и точечно корректировать законодательство, не препятствуя развитию перспективных технологий”, — отметила Олия Артемова, заместитель директора Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России.
Развитие нормативно-правовой базы
И этические аспекты
Формирование нормативной платформы для медицинского ИИ характеризуется комплексным подходом, сочетающим установление четких правил и создание пространства для инноваций. Одним из ключевых инструментов последнего типа стали так называемые «регуляторные песочницы» — специальные правовые режимы, позволяющие тестировать новые продукты и сервисы без риска нарушения действующего законодательства. Этот механизм доказал свою эффективность в международной практике. В России развитие этого института получило новый импульс с принятием законодательства об экспериментальных правовых режимах (ЭПР).
“Применение экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций показало, что они являются наиболее удобным инструментом для проверки достаточности и эффективности специального регулирования”, — подтверждает аналитика Минэкономики.
С лета 2025 года этот механизм будет распространяться и на технологические инновации, а в планах ведомства — разрешить тестирование цифровых решений, вообще не имеющих на данный момент правового регулирования. Для формирования единых принципов применения технологий Минздрав разработал и утвердил кодекс этики применения ИИ в здравоохранении. Документ был создан при участии ведущих отраслевых экспертов и прошел продолжительный этап общественных обсуждений. В перспективе планируется его объединение с кодексом ИИ для бизнеса, что установит унифицированные стандарты для разработчиков, медицинских работников и регуляторов.
Важным элементом нормативной экосистемы является пострегистрационный контроль. С 1 января 2025 года вступает в силу положение о пострегистационном контроле за фармацевтической продукцией, который включает комплекс мер по оценке соответствия препаратов и медицинских товаров техническим нормативам уже после их выхода на рынок. Уполномоченным органом назначен Центр безопасности фармацевтической продукции Минздрава, который будет проводить ежемесячные контрольные закупки и лабораторные испытания на основе риск-анализа. Аналогичные подходы могут быть применены и к программному обеспечению на основе ИИ.
Прикладное применение ИИ
От диагностики до дистанционного мониторинга
Параллельно с формированием нормативной базы активно развиваются проекты по практическому применению ИИ в клинической практике. По данным Олии Артемовой, из более чем 200 сформулированных задач для применения ИИ около 150 проектов сосредоточены на диагностике. Основной фокус внимания направлен на онкологию, сердечно-сосудистые заболевания и педиатрию. Вместе с тем, эксперт Минздрава обратила внимание на важность развития решений для других перспективных направлений, которые пока недостаточно охвачены. Среди них — гериатрия, нефрология, паллиативная помощь, пластическая хирургия, ревматология, профпатология, токсикология, трансплантация костного мозга и другие. Отдельное направление, имеющее стратегическое значение для системы здравоохранения, — это проактивный дистанционный мониторинг. В рамках «Национальной платформы здоровья» к 2030 году планируется обеспечить постоянный мониторинг состояния здоровья с применением цифровых сервисов для 100% пациентов с социально значимыми неинфекционными заболеваниями, как сообщил Борис Зингерман, генеральный директор Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний». По оценкам экспертов, 28 миллионов пациентов могут получить этот сервис уже в течение пяти лет.
«Москва уже пять лет проводит крупнейшее в мире исследование с участием 16 миллионов пациентов. Мы проанализировали более 200 сервисов ИИ в реальных условиях», — пояснил Антон Владзимирский, заместитель директора по научной работе Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ. Эти исследования легли в основу первых национальных ГОСТов в сфере медицинского ИИ, которые стали самостоятельным нормативным фундаментом, а не адаптацией зарубежных аналогов.
Управление данными
И технологическая инфраструктура
Критически важным для развития медицинского ИИ является вопрос доступа к качественным и репрезентативным данным. С 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О персональных данных», которые устанавливают новые требования к их обезличиванию. Согласно проекту постановления Правительства, федеральная государственная информационная система «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (ЕИП НСУД) определена в качестве основной платформы для обработки обезличенных персональных данных и предоставления доступа к ним. Минцифры России разработало порядок, согласно которому операторы персональных данных смогут использовать собственное программное обеспечение для обезличивания при условии соответствия специальным требованиям Минцифры и ФСБ. Предусмотрены различные методы обезличивания: введение идентификаторов, изменение состава или семантики данных, декомпозиция, перемешивание и преобразование. Доступ к данным в ГИС в первый год после размещения получат только государственные пользователи, а затем — все остальные, кого одобрит правительство.
Минздрав России рассматривает искусственный интеллект как инструмент помощника врача, призванного снизить нагрузку и автоматизировать рутинные задачи. В настоящее время усилия сфокусированы на разработке и внедрении типовых сценариев готовых решений, которые будут интегрированы в процесс оказания медицинской помощи. Искусственный интеллект может стать повседневным помощником врача, ускоряя принятие решений прежде всего на первичном уровне, где наблюдается наибольший кадровый дефицит. Технологии ИИ могут помочь компенсировать этот дефицит за счет оптимизации работы имеющихся специалистов.