Уровень удовлетворенности населения

Мин­здрав Рос­сии

Мин­здрав Рос­сии пред­ста­вил обнов­лен­ные дан­ные об уровне удо­вле­тво­рен­но­сти насе­ле­ния меди­цин­ской помо­щью, кото­рые на 1 октяб­ря 2024 года достиг­ли 54,9%. Этот пока­за­тель ока­зал­ся на 7% выше, чем дан­ные, кото­рые министр здра­во­охра­не­ния Миха­ил Мураш­ко озву­чи­вал меся­цем ранее. Соглас­но мате­ри­а­лам наци­о­наль­но­го про­ек­та "Здра­во­охра­не­ние", резуль­тат пере­вы­пол­нил пла­но­вые зна­че­ния феде­раль­но­го про­ек­та "Модер­ни­за­ция пер­вич­но­го зве­на здра­во­охра­не­ния", соста­вив 103,4% от запла­ни­ро­ван­но­го уров­ня в 53,1%.

Региональные различия

Из 85 рос­сий­ских реги­о­нов более поло­ви­ны (59 субъ­ек­тов) про­де­мон­стри­ро­ва­ли выпол­не­ние или пере­вы­пол­не­ние уста­нов­лен­ных пока­за­те­лей.

Одна­ко в 26 реги­о­нах этот уро­вень остал­ся ниже целе­во­го зна­че­ния. В их чис­ле – Амур­ская, Архан­гель­ская, Воло­год­ская, Воро­неж­ская, Ниже­го­род­ская, Сара­тов­ская обла­сти, а так­же рес­пуб­ли­ки Даге­стан, Ингу­ше­тия, Мор­до­вия и дру­гие.

Основ­ной при­чи­ной отста­ва­ния назван недо­ста­точ­ный уро­вень инфор­ми­ро­ван­но­сти насе­ле­ния о предо­став­ля­е­мых меди­цин­ских услу­гах. Напри­мер, слож­но­сти при запи­си к вра­чу (39,1% опро­шен­ных) и огра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти выбо­ра кон­крет­но­го спе­ци­а­ли­ста (35,4%) ста­ли клю­че­вы­ми жало­ба­ми. Кро­ме того, 81,9% паци­ен­тов отме­ти­ли, что им не пред­ла­га­ли бес­плат­ные лекар­ствен­ные пре­па­ра­ты при обра­ще­нии в госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния.

Повышение информированности и рекомендации Минздрава

Для реше­ния ука­зан­ных про­блем Мин­здрав реко­мен­до­вал реги­о­наль­ным орга­нам здра­во­охра­не­ния про­во­дить актив­ную инфор­ма­ци­он­но-разъ­яс­ни­тель­ную рабо­ту. Клю­че­вые направ­ле­ния вклю­ча­ют:

  • Объ­яс­не­ние прав паци­ен­тов и воз­мож­но­стей меди­цин­ских учре­жде­ний, вклю­чая дистан­ци­он­ную тор­гов­лю без­ре­цеп­тур­ны­ми пре­па­ра­та­ми и элек­трон­ные рецеп­ты.
  • Инфор­ма­ци­он­ные кам­па­нии в СМИ и раз­ме­ще­ние разъ­яс­ня­ю­щих мате­ри­а­лов в обще­ствен­ных местах, вклю­чая боль­ни­цы и транс­порт.
  • Рабо­та с насе­ле­ни­ем на уровне фельд­шер­ско-аку­шер­ских пунк­тов (ФАП).

Эти меры направ­ле­ны на сокра­ще­ние инфор­ма­ци­он­ных барье­ров, повы­ше­ние доступ­но­сти услуг и укреп­ле­ние дове­рия насе­ле­ния к систе­ме здра­во­охра­не­ния.

Тенденции и динамика

Пока­за­те­ли удо­вле­тво­рен­но­сти зна­чи­тель­но вырос­ли по срав­не­нию с преды­ду­щи­ми года­ми. До пан­де­мии COVID-19 они коле­ба­лись в пре­де­лах 30%. На сен­тябрь­ской лек­ции для сту­ден­тов Миха­ил Мураш­ко отме­тил, что улуч­ше­ние ста­ло резуль­та­том уси­лен­ной рабо­ты здра­во­охра­не­ния в пери­од пан­де­мии. Для срав­не­ния, в 2022 году этот пока­за­тель состав­лял 41,4%, что объ­яс­ня­ет­ся отсут­стви­ем еди­ной мето­до­ло­гии рас­че­та. Одна­ко в послед­ние годы Мин­здрав внед­рил стан­дарт­ную фор­му­лу для опре­де­ле­ния уров­ня удо­вле­тво­рен­но­сти, что поз­во­ли­ло сде­лать дан­ные более досто­вер­ны­ми.

Похожие посты