В последние годы наблюдается заметный рост популярности ускоренного прослушивания подкастов, аудиокниг и другого онлайн-контента. Для молодежи это уже стало нормой. Согласно недавнему опросу, 89% респондентов регулярно изменяют скорость воспроизведения лекций.
Ускоренное прослушивание имеет свои очевидные преимущества. Оно позволяет потреблять больше информации за тот же промежуток времени или переслушивать один и тот же материал для лучшего усвоения. Это может освободить время для закрепления знаний и выполнения тестов. Кроме того, быстрое прослушивание способствует поддержанию внимания и вовлеченности на протяжении всей лекции.
- Тем не менее, как отмечает Маркус Пирс, преподаватель когнитивной науки в Лондонском университете королевы Марии, существуют и недостатки, связанные с этой практикой. Исследования показывают, что восприятие устной информации проходит через три ключевые фазы: кодирование, хранение и извлечение. На этапе кодирования мозгу необходимо время для обработки и понимания поступающей информации. Слова должны быть правильно извлечены, а их значение — идентифицировано в реальном времени.

Средняя скорость речи составляет около 150 слов в минуту, однако увеличение скорости до 300 или 450 слов в минуту все еще может быть воспринимаемым. Вопрос заключается в том, как это влияет на качество и долговечность сформированных воспоминаний. Информация сначала хранится в рабочей памяти, которая имеет ограниченную вместимость. Если информация поступает слишком быстро, это может привести к перегрузке и потере данных.
Недавний метаанализ, охватывающий 24 исследования, посвященных обучению с использованием видео, показал, что увеличение скорости воспроизведения негативно сказывается на успеваемости. При скорости до 1.5x эффект был незначительным, однако при увеличении до 2x и более он стал умеренным и значительным. Интересно, что одно из исследований, включенных в метаанализ, касалось пожилых людей в возрасте от 61 до 94 лет. Результаты показали, что они хуже воспринимают информацию на ускоренной скорости по сравнению с молодыми людьми в возрасте от 18 до 36 лет. Это может свидетельствовать о снижении когнитивных функций с возрастом. Возможно, молодые люди лучше адаптированы к такой скорости и способны справляться с увеличенной когнитивной нагрузкой.
Долгосрочные эффекты ускоренного просмотра на мозг пока не были предметом глубоких исследований. Однако, как отмечает Маркус Пирс, популярность быстрого просмотра продолжает расти, и, возможно, со временем это станет привычкой для многих.
Ускоренное прослушивание контента имеет как свои преимущества, так и недостатки. С одной стороны, оно позволяет эффективно усваивать информацию и экономить время, с другой — может негативно сказаться на качестве запоминания и восприятия. Важно учитывать индивидуальные особенности восприятия информации, особенно среди разных возрастных групп. Будущее ускоренного прослушивания остается неопределенным, и дальнейшие исследования помогут лучше понять его влияние на когнитивные функции.