В послед­ние годы наблю­да­ет­ся замет­ный рост попу­ляр­но­сти уско­рен­но­го про­слу­ши­ва­ния под­ка­стов, аудиок­ниг и дру­го­го онлайн-кон­тен­та. Для моло­де­жи это уже ста­ло нор­мой. Соглас­но недав­не­му опро­су, 89% респон­ден­тов регу­ляр­но изме­ня­ют ско­рость вос­про­из­ве­де­ния лекций.

Уско­рен­ное про­слу­ши­ва­ние име­ет свои оче­вид­ные пре­иму­ще­ства. Оно поз­во­ля­ет потреб­лять боль­ше инфор­ма­ции за тот же про­ме­жу­ток вре­ме­ни или пере­слу­ши­вать один и тот же мате­ри­ал для луч­ше­го усво­е­ния. Это может осво­бо­дить вре­мя для закреп­ле­ния зна­ний и выпол­не­ния тестов. Кро­ме того, быст­рое про­слу­ши­ва­ние спо­соб­ству­ет под­дер­жа­нию вни­ма­ния и вовле­чен­но­сти на про­тя­же­нии всей лекции.

  • Тем не менее, как отме­ча­ет Мар­кус Пирс, пре­по­да­ва­тель когни­тив­ной нау­ки в Лон­дон­ском уни­вер­си­те­те коро­ле­вы Марии, суще­ству­ют и недо­стат­ки, свя­зан­ные с этой прак­ти­кой. Иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что вос­при­я­тие уст­ной инфор­ма­ции про­хо­дит через три клю­че­вые фазы: коди­ро­ва­ние, хра­не­ние и извле­че­ние. На эта­пе коди­ро­ва­ния моз­гу необ­хо­ди­мо вре­мя для обра­бот­ки и пони­ма­ния посту­па­ю­щей инфор­ма­ции. Сло­ва долж­ны быть пра­виль­но извле­че­ны, а их зна­че­ние — иден­ти­фи­ци­ро­ва­но в реаль­ном времени.

Сред­няя ско­рость речи состав­ля­ет око­ло 150 слов в мину­ту, одна­ко уве­ли­че­ние ско­ро­сти до 300 или 450 слов в мину­ту все еще может быть вос­при­ни­ма­е­мым. Вопрос заклю­ча­ет­ся в том, как это вли­я­ет на каче­ство и дол­го­веч­ность сфор­ми­ро­ван­ных вос­по­ми­на­ний. Инфор­ма­ция сна­ча­ла хра­нит­ся в рабо­чей памя­ти, кото­рая име­ет огра­ни­чен­ную вме­сти­мость. Если инфор­ма­ция посту­па­ет слиш­ком быст­ро, это может при­ве­сти к пере­груз­ке и поте­ре данных.

Недав­ний мета­а­на­лиз, охва­ты­ва­ю­щий 24 иссле­до­ва­ния, посвя­щен­ных обу­че­нию с исполь­зо­ва­ни­ем видео, пока­зал, что уве­ли­че­ние ско­ро­сти вос­про­из­ве­де­ния нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на успе­ва­е­мо­сти. При ско­ро­сти до 1.5x эффект был незна­чи­тель­ным, одна­ко при уве­ли­че­нии до 2x и более он стал уме­рен­ным и зна­чи­тель­ным. Инте­рес­но, что одно из иссле­до­ва­ний, вклю­чен­ных в мета­а­на­лиз, каса­лось пожи­лых людей в воз­расте от 61 до 94 лет. Резуль­та­ты пока­за­ли, что они хуже вос­при­ни­ма­ют инфор­ма­цию на уско­рен­ной ско­ро­сти по срав­не­нию с моло­ды­ми людь­ми в воз­расте от 18 до 36 лет. Это может сви­де­тель­ство­вать о сни­же­нии когни­тив­ных функ­ций с воз­рас­том. Воз­мож­но, моло­дые люди луч­ше адап­ти­ро­ва­ны к такой ско­ро­сти и спо­соб­ны справ­лять­ся с уве­ли­чен­ной когни­тив­ной нагрузкой.

Дол­го­сроч­ные эффек­ты уско­рен­но­го про­смот­ра на мозг пока не были пред­ме­том глу­бо­ких иссле­до­ва­ний. Одна­ко, как отме­ча­ет Мар­кус Пирс, попу­ляр­ность быст­ро­го про­смот­ра про­дол­жа­ет рас­ти, и, воз­мож­но, со вре­ме­нем это ста­нет при­выч­кой для многих.

Уско­рен­ное про­слу­ши­ва­ние кон­тен­та име­ет как свои пре­иму­ще­ства, так и недо­стат­ки. С одной сто­ро­ны, оно поз­во­ля­ет эффек­тив­но усва­и­вать инфор­ма­цию и эко­но­мить вре­мя, с дру­гой — может нега­тив­но ска­зать­ся на каче­стве запо­ми­на­ния и вос­при­я­тия. Важ­но учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти вос­при­я­тия инфор­ма­ции, осо­бен­но сре­ди раз­ных воз­раст­ных групп. Буду­щее уско­рен­но­го про­слу­ши­ва­ния оста­ет­ся неопре­де­лен­ным, и даль­ней­шие иссле­до­ва­ния помо­гут луч­ше понять его вли­я­ние на когни­тив­ные функции.

Похожие посты