Доктор биологических наук, профессор Школы системной биологии Анча Баранова выступила с критическим разбором сообщений о вакцинации. По ее словам, вакцинация от коронавирусной инфекции статистически значимо снизила риски развития отдельных распространенных аутоиммунных патологий у детей, включая псориаз и ювенильный артрит. Снижение, по оценкам, составило от 23% до 27% в различных группах по сравнению с периодом до начала пандемии.
Профессор Баранова акцентировала внимание, что наблюдаемое снижение нельзя напрямую и исключительно приписывать эффекту вакцины.
“Количество конкретных диагнозов аутоиммунных заболеваний подвержено спонтанным колебаниям от года к году. Амплитуда этих естественных колебаний зачастую превышает величину эффекта, который может быть связан с вакцинацией”, — пояснила эксперт.

Это указывает на необходимость осторожной интерпретации любых изменений в заболеваемости без учета долгосрочных трендов и фоновой вариабельности.
Ключевое значение абсолютного риска
В ответ на распространявшиеся в ряде СМИ утверждения о повышении риска аутоиммунных заболеваний у детей на 23% после вакцинации от COVID-19, ученый представила данные, опровергающие эту информацию и подчеркивающие важность контекстуального анализа медицинской статистики. Особую важность в данной дискуссии Баранова придает анализу абсолютных, а не только относительных показателей риска. Она привела конкретные цифры:
“В группе вакцинированных детей риск развития определенных аутоиммунных состояний увеличился с 0,9% до 1,1%. Таким образом, абсолютный прирост риска составил лишь 0,2%”.
Эксперт подчеркнула, что подобный минимальный рост несопоставим по своей потенциальной опасности с угрожающим жизни синдромом мультисистемного воспаления у детей (Mis-C), который является тяжелым поствакцинальным осложнением перенесенной коронавирусной инфекции.
Методологические вопросы исследования
Баранова указала на существенные ограничения исследования, легшего в основу спорных публикаций в СМИ. Авторы этой работы, по ее словам, анализировали данные исключительно “довакцинального” периода пандемии. В тот период диагностика COVID-19 у детей опиралась преимущественно на ПЦР-тесты. Однако тестирование детей с малосимптомным или бессимптомным течением болезни практически не проводилось из-за бытовавшего тогда ошибочного представления о низкой восприимчивости несовершеннолетних к вирусу. Это привело к значительной недооценке реального числа случаев инфицирования среди детского населения в ранний период пандемии.
Профессор напомнила о научно подтвержденном факте: сама коронавирусная инфекция SARS-CoV-2 является фактором, повышающим вероятность развития аутоиммунных реакций и заболеваний. Этот контекст важен для понимания общего профиля рисков.
Заключительным аргументом, ставящим под сомнение достоверность исходного исследования, Анча Баранова назвала статус научного журнала, в котором оно было опубликовано.
“Журнал, разместивший данную работу, не относится к числу крупных и авторитетных изданий в научном сообществе. Сам факт публикации именно в этом издании вызывает дополнительные вопросы относительно качества представленных данных и обоснованности сделанных выводов”, — резюмировала специалист.
Представленный экспертный анализ проф. Барановой последовательно опровергает тезис о значительном повышении риска аутоиммунных заболеваний у детей вследствие вакцинации от COVID-19. Вместо этого данные указывают на возможное снижение рисков по некоторым нозологиям. Ключевыми моментами остаются:
- Критическая важность различения относительного и абсолютного рисков.
- Учет естественной флуктуации показателей заболеваемости.
- Понимание методологических ограничений исследований, особенно ранних этапов пандемии.
- Признание установленного факта повышения риска аутоиммунных осложнений самой коронавирусной инфекцией.
- Необходимость оценки надежности источника научной публикации.
Данная ситуация лишний раз подчеркивает важность ответственного подхода к интерпретации и распространению научных данных, особенно в столь чувствительной сфере, как здоровье детей. Дальнейшие исследования в этой области должны учитывать извлеченные уроки для обеспечения максимальной точности и объективности выводов.