Мас­штаб­ные иссле­до­ва­ния демон­стри­ру­ют спе­ци­фи­че­скую связь меж­ду актив­ным исполь­зо­ва­ни­ем соци­аль­ных сетей в воз­расте 9–14 лет и посте­пен­ным сни­же­ни­ем спо­соб­но­сти к кон­цен­тра­ции, что может частич­но объ­яс­нять гло­баль­ный рост диа­гно­зов СДВГ. В отли­чие от видео­игр или про­смот­ра ТВ, соц­се­ти с их посто­ян­ным пото­ком уве­дом­ле­ний и корот­ким кон­тен­том фор­ми­ру­ют осо­бые пат­тер­ны вни­ма­ния. Парал­лель­но фик­си­ру­ет­ся нега­тив­ное вли­я­ние на ака­де­ми­че­ские навы­ки, уси­ле­ние ген­дер­ных сте­рео­ти­пов и рост кибертравли.

Совре­мен­ное дет­ство фор­ми­ру­ет­ся в бес­пре­це­дент­ной медиа­сре­де. Соци­аль­ные сети пре­вра­ти­лись из инстру­мен­та ком­му­ни­ка­ции в доми­ни­ру­ю­щую плат­фор­му для соци­а­ли­за­ции, обу­че­ния и раз­вле­че­ния. Гло­баль­ная ста­ти­сти­ка ука­зы­ва­ет на то, что при­мер­но 95% детей и моло­дых взрос­лых в воз­расте от 2 до 24 лет явля­ют­ся актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми раз­лич­ных плат­форм. Осо­бую оза­бо­чен­ность вызы­ва­ет зна­чи­тель­ное омо­ло­же­ние ауди­то­рии: более 59% детей 5–7 лет уже исполь­зу­ют мес­сен­дже­ры, а общая актив­ность в соц­се­тях в этой воз­раст­ной груп­пе демон­стри­ру­ет устой­чи­вый годо­вой рост. К 13 годам сред­нее вре­мя, про­во­ди­мое в соци­аль­ных сетях, дости­га­ет 2.5 часов в день, при этом мно­гие начи­на­ют поль­зо­вать­ся плат­фор­ма­ми задол­го до уста­нов­лен­но­го воз­раст­но­го огра­ни­че­ния в 13 лет.

Специфическое влияние социальных сетей

Наи­бо­лее пока­за­тель­ным явля­ет­ся рабо­та уче­ных Каро­лин­ско­го инсти­ту­та (Шве­ция) и Уни­вер­си­те­та здо­ро­вья и нау­ки Оре­го­на (США). В тече­ние четы­рех лет спе­ци­а­ли­сты наблю­да­ли за когор­той из 8324 аме­ри­кан­ских детей, начи­ная с воз­рас­та 9–10 лет. Иссле­до­ва­те­ли регу­ляр­но оце­ни­ва­ли экран­ные при­выч­ки детей (соц­се­ти, ТВ/​видео, игры) и сопо­став­ля­ли их с оцен­ка­ми роди­те­лей по симп­то­мам невни­ма­тель­но­сти и гиперактивности.

Глав­ный вывод иссле­до­ва­ния состо­ит в выяв­ле­нии спе­ци­фи­че­ской ассо­ци­а­ции. Толь­ко вре­мя, про­ве­ден­ное в соци­аль­ных сетях (таких как Instagram, TikTok, Snapchat), было свя­за­но с посте­пен­ным уве­ли­че­ни­ем симп­то­мов невни­ма­тель­но­сти по мере взрос­ле­ния детей. При этом не было обна­ру­же­но ана­ло­гич­ной свя­зи для про­смот­ра теле­ви­зо­ра, онлайн-видео или видео­игр. Этот эффект сохра­нял­ся после уче­та таких фак­то­ров, как соци­аль­но-эко­но­ми­че­ский ста­тус семьи и гене­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к СДВГ. Важ­ным мето­до­ло­ги­че­ским аспек­том, ука­зы­ва­ю­щим на при­чин­но-след­ствен­ную связь, ста­ло отсут­ствие обрат­но­го вли­я­ния: дети с исход­но высо­ким уров­нем невни­ма­тель­но­сти не начи­на­ли исполь­зо­вать соц­се­ти чаще.

Про­фес­сор когни­тив­ной нев­ро­ло­гии Каро­лин­ско­го инсти­ту­та Тор­кель Клинг­берг, ком­мен­ти­руя резуль­та­ты, отме­тил: “Наше иссле­до­ва­ние пред­по­ла­га­ет, что имен­но соци­аль­ные сети вли­я­ют на спо­соб­ность детей к кон­цен­тра­ции. Посто­ян­ные отвле­че­ния в фор­ме сооб­ще­ний и уве­дом­ле­ний, а так­же сама мысль о том, при­шло ли новое сооб­ще­ние, дей­ству­ют как мен­таль­ный дис­тресс. Это вли­я­ет на спо­соб­ность сохра­нять фокус”.

Авто­ры иссле­до­ва­ния под­счи­та­ли, что тео­ре­ти­че­ское уве­ли­че­ние вре­ме­ни исполь­зо­ва­ния соц­се­тей на один час в день на уровне всей попу­ля­ции может при­ве­сти к росту чис­ла диа­гно­зов при­мер­но на 30%.

Механизмы воздействия

Поче­му соци­аль­ные сети уникальны?

Раз­ли­чие в воз­дей­ствии раз­ных типов циф­ро­во­го кон­тен­та поз­во­ля­ет отверг­нуть упро­щен­ную тео­рию о общем “вре­де экра­нов”. Ключ к пони­ма­нию лежит в архи­тек­ту­ре и дизайне соци­аль­ных платформ.

  • Фраг­мен­та­ция вни­ма­ния и куль­ту­ра мно­го­за­дач­но­сти. Соци­аль­ные сети созда­ют сре­ду посто­ян­ных мик­ро-пре­ры­ва­ний: уве­дом­ле­ния, бес­ко­неч­ная лен­та ново­стей, корот­кие видео (напри­мер, фор­мат Reels или TikTok). Это тре­ни­ру­ет мозг рабо­тать в режи­ме посто­ян­но­го пере­клю­че­ния меж­ду зада­ча­ми, сни­жая спо­соб­ность к устой­чи­вой кон­цен­тра­ции на одной, часто менее сти­му­ли­ру­ю­щей, дея­тель­но­сти, такой как чте­ние кни­ги или реше­ние мате­ма­ти­че­ской задачи. 

Как отме­ча­ет пси­хо­лог Митч Прин­штейн из Уни­вер­си­те­та Север­ной Каро­ли­ны, мозг под­рост­ков, актив­но поль­зу­ю­щих­ся соц­се­тя­ми, “ста­но­вит­ся гипер­чув­стви­тель­ным к сиг­на­лам в виде лай­ков и ком­мен­та­ри­ев”, что может опти­ми­зи­ро­вать его для онлайн-вза­и­мо­дей­ствий в ущерб дру­гим когни­тив­ным задачам.

Влиянии соц сетей на внимание
  • Пас­сив­ное и актив­ное потреб­ле­ние. В отли­чие от видео­игр, кото­рые часто тре­бу­ют про­дол­жи­тель­но­го стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния и фоку­си­ров­ки на еди­ной цели в тече­ние сес­сии, или от про­смот­ра филь­ма, соц­се­ти пред­ла­га­ют фраг­мен­ти­ро­ван­ный, реак­тив­ный и часто пас­сив­ный скрол­линг. Этот пат­терн не спо­соб­ству­ет раз­ви­тию испол­ни­тель­ных функ­ций, таких как пла­ни­ро­ва­ние и кон­троль импульсов.
  • Эмо­ци­о­наль­ная и когни­тив­ная нагруз­ка. Кон­тент в соци­аль­ных сетях часто носит лич­ный, соци­аль­но-оце­ноч­ный харак­тер (лай­ки, ком­мен­та­рии, срав­не­ние с дру­ги­ми). Это созда­ет допол­ни­тель­ную эмо­ци­о­наль­ную и когни­тив­ную нагруз­ку, кото­рая может исто­щать ресур­сы, необ­хо­ди­мые для учеб­ной деятельности.

Широкие последствия

От ака­де­ми­че­ских навы­ков до карьер­ных траекторий

Вли­я­ние соци­аль­ных сетей не огра­ни­чи­ва­ет­ся сфе­рой вни­ма­ния. Иссле­до­ва­ние на осно­ве дан­ных круп­но­го про­ек­та ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development), про­де­мон­стри­ро­ва­ло связь с базо­вы­ми ака­де­ми­че­ски­ми навы­ка­ми. Уче­ные под руко­вод­ством педи­ат­ра Джей­со­на Нага­ты из Кали­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та в Сан-Фран­цис­ко про­ана­ли­зи­ро­ва­ли дан­ные более 6500 детей и выде­ли­ли три груп­пы по дина­ми­ке исполь­зо­ва­ния соц­се­тей с 9 до 13 лет: не поль­зу­ю­щи­е­ся (58%), с низ­ким ростом исполь­зо­ва­ния (к 13 годам — око­ло часа в день, 37%) и с высо­ким ростом (к 13 годам — три и более часа в день, 6%).

Резуль­та­ты тестов на чте­ние, сло­вар­ный запас и память в воз­расте 13 лет пока­за­ли устой­чи­вую тен­ден­цию. Даже груп­па с низ­ким, но рас­ту­щим исполь­зо­ва­ни­ем соц­се­тей пока­зы­ва­ла резуль­та­ты на 1–2 бал­ла ниже, чем не поль­зу­ю­щи­е­ся. Груп­па с высо­ким исполь­зо­ва­ни­ем отста­ва­ла уже на 4–5 баллов.

“Это гово­рит о дозо­за­ви­си­мом эффек­те. Это про­бле­ма­тич­но при очень высо­ком исполь­зо­ва­нии, но так­же про­бле­ма­тич­но даже в неболь­ших дозах”, — ком­мен­ти­ру­ет эти дан­ные пси­хо­лог Шери Мади­ган из Уни­вер­си­те­та Калгари.

Парал­лель­но накап­ли­ва­ют­ся дан­ные о непро­пор­ци­о­наль­ном вли­я­нии на опре­де­лен­ные груп­пы. Доклад ЮНЕСКО “Тех­но­ло­гии на ее усло­ви­ях” акцен­ти­ру­ет вни­ма­ние на пагуб­ном вли­я­нии соц­се­тей на бла­го­по­лу­чие дево­чек. Алго­рит­мы часто уси­ли­ва­ют ген­дер­ные сте­рео­ти­пы и про­дви­га­ют кон­тент, про­па­ган­ди­ру­ю­щий нере­а­ли­стич­ные стан­дар­ты тела. Соглас­но внут­рен­не­му иссле­до­ва­нию, на кото­рое ссы­ла­ет­ся ЮНЕСКО, 32% дево­чек-под­рост­ков отме­ти­ли, что Instagram усу­губ­лял их пере­жи­ва­ния из-за несо­вер­шенств соб­ствен­но­го тела. Это созда­ет пороч­ный круг: под­вер­га­ясь сте­рео­ти­пам в циф­ро­вой сре­де, девоч­ки реже выби­ра­ют карье­ру в обла­сти STEM (нау­ка, тех­но­ло­гии, инже­не­рия, мате­ма­ти­ка), где жен­щи­ны сего­дня состав­ля­ют лишь 35% выпуск­ни­ков, что в ито­ге лиша­ет их воз­мож­но­сти вли­ять на дизайн этих самых технологий.

Совре­мен­ные науч­ные дан­ные поз­во­ля­ют сде­лать вывод о нали­чии спе­ци­фи­че­ской и дозо­за­ви­си­мой свя­зи меж­ду актив­ным исполь­зо­ва­ни­ем соци­аль­ных сетей в ран­нем под­рост­ко­вом воз­расте и сни­же­ни­ем когни­тив­ных функ­ций, преж­де все­го — спо­соб­но­сти к устой­чи­во­му вни­ма­нию. В отли­чие от дру­гих форм циф­ро­во­го досу­га, соц­се­ти сво­ей архи­тек­ту­рой спо­соб­ству­ют фраг­мен­та­ции вни­ма­ния и фор­ми­ру­ют пат­тер­ны мыш­ле­ния, несов­ме­сти­мые с глу­бо­кой учеб­ной рабо­той. Послед­ствия выхо­дят за рам­ки инди­ви­ду­аль­но­го здо­ро­вья, влияя на ака­де­ми­че­скую успе­ва­е­мость, про­фес­си­о­наль­ный выбор и бла­го­по­лу­чие целых демо­гра­фи­че­ских групп.

Похожие посты