Масштабные исследования демонстрируют специфическую связь между активным использованием социальных сетей в возрасте 9–14 лет и постепенным снижением способности к концентрации, что может частично объяснять глобальный рост диагнозов СДВГ. В отличие от видеоигр или просмотра ТВ, соцсети с их постоянным потоком уведомлений и коротким контентом формируют особые паттерны внимания. Параллельно фиксируется негативное влияние на академические навыки, усиление гендерных стереотипов и рост кибертравли.
Современное детство формируется в беспрецедентной медиасреде. Социальные сети превратились из инструмента коммуникации в доминирующую платформу для социализации, обучения и развлечения. Глобальная статистика указывает на то, что примерно 95% детей и молодых взрослых в возрасте от 2 до 24 лет являются активными пользователями различных платформ. Особую озабоченность вызывает значительное омоложение аудитории: более 59% детей 5–7 лет уже используют мессенджеры, а общая активность в соцсетях в этой возрастной группе демонстрирует устойчивый годовой рост. К 13 годам среднее время, проводимое в социальных сетях, достигает 2.5 часов в день, при этом многие начинают пользоваться платформами задолго до установленного возрастного ограничения в 13 лет.
Специфическое влияние социальных сетей
Наиболее показательным является работа ученых Каролинского института (Швеция) и Университета здоровья и науки Орегона (США). В течение четырех лет специалисты наблюдали за когортой из 8324 американских детей, начиная с возраста 9–10 лет. Исследователи регулярно оценивали экранные привычки детей (соцсети, ТВ/видео, игры) и сопоставляли их с оценками родителей по симптомам невнимательности и гиперактивности.
Главный вывод исследования состоит в выявлении специфической ассоциации. Только время, проведенное в социальных сетях (таких как Instagram, TikTok, Snapchat), было связано с постепенным увеличением симптомов невнимательности по мере взросления детей. При этом не было обнаружено аналогичной связи для просмотра телевизора, онлайн-видео или видеоигр. Этот эффект сохранялся после учета таких факторов, как социально-экономический статус семьи и генетическая предрасположенность к СДВГ. Важным методологическим аспектом, указывающим на причинно-следственную связь, стало отсутствие обратного влияния: дети с исходно высоким уровнем невнимательности не начинали использовать соцсети чаще.
Профессор когнитивной неврологии Каролинского института Торкель Клингберг, комментируя результаты, отметил: “Наше исследование предполагает, что именно социальные сети влияют на способность детей к концентрации. Постоянные отвлечения в форме сообщений и уведомлений, а также сама мысль о том, пришло ли новое сообщение, действуют как ментальный дистресс. Это влияет на способность сохранять фокус”.
Авторы исследования подсчитали, что теоретическое увеличение времени использования соцсетей на один час в день на уровне всей популяции может привести к росту числа диагнозов примерно на 30%.
Механизмы воздействия
Почему социальные сети уникальны?
Различие в воздействии разных типов цифрового контента позволяет отвергнуть упрощенную теорию о общем “вреде экранов”. Ключ к пониманию лежит в архитектуре и дизайне социальных платформ.
- Фрагментация внимания и культура многозадачности. Социальные сети создают среду постоянных микро-прерываний: уведомления, бесконечная лента новостей, короткие видео (например, формат Reels или TikTok). Это тренирует мозг работать в режиме постоянного переключения между задачами, снижая способность к устойчивой концентрации на одной, часто менее стимулирующей, деятельности, такой как чтение книги или решение математической задачи.
Как отмечает психолог Митч Принштейн из Университета Северной Каролины, мозг подростков, активно пользующихся соцсетями, “становится гиперчувствительным к сигналам в виде лайков и комментариев”, что может оптимизировать его для онлайн-взаимодействий в ущерб другим когнитивным задачам.

- Пассивное и активное потребление. В отличие от видеоигр, которые часто требуют продолжительного стратегического планирования и фокусировки на единой цели в течение сессии, или от просмотра фильма, соцсети предлагают фрагментированный, реактивный и часто пассивный скроллинг. Этот паттерн не способствует развитию исполнительных функций, таких как планирование и контроль импульсов.
- Эмоциональная и когнитивная нагрузка. Контент в социальных сетях часто носит личный, социально-оценочный характер (лайки, комментарии, сравнение с другими). Это создает дополнительную эмоциональную и когнитивную нагрузку, которая может истощать ресурсы, необходимые для учебной деятельности.
Широкие последствия
От академических навыков до карьерных траекторий
Влияние социальных сетей не ограничивается сферой внимания. Исследование на основе данных крупного проекта ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development), продемонстрировало связь с базовыми академическими навыками. Ученые под руководством педиатра Джейсона Нагаты из Калифорнийского университета в Сан-Франциско проанализировали данные более 6500 детей и выделили три группы по динамике использования соцсетей с 9 до 13 лет: не пользующиеся (58%), с низким ростом использования (к 13 годам — около часа в день, 37%) и с высоким ростом (к 13 годам — три и более часа в день, 6%).
Результаты тестов на чтение, словарный запас и память в возрасте 13 лет показали устойчивую тенденцию. Даже группа с низким, но растущим использованием соцсетей показывала результаты на 1–2 балла ниже, чем не пользующиеся. Группа с высоким использованием отставала уже на 4–5 баллов.
“Это говорит о дозозависимом эффекте. Это проблематично при очень высоком использовании, но также проблематично даже в небольших дозах”, — комментирует эти данные психолог Шери Мадиган из Университета Калгари.
Параллельно накапливаются данные о непропорциональном влиянии на определенные группы. Доклад ЮНЕСКО “Технологии на ее условиях” акцентирует внимание на пагубном влиянии соцсетей на благополучие девочек. Алгоритмы часто усиливают гендерные стереотипы и продвигают контент, пропагандирующий нереалистичные стандарты тела. Согласно внутреннему исследованию, на которое ссылается ЮНЕСКО, 32% девочек-подростков отметили, что Instagram усугублял их переживания из-за несовершенств собственного тела. Это создает порочный круг: подвергаясь стереотипам в цифровой среде, девочки реже выбирают карьеру в области STEM (наука, технологии, инженерия, математика), где женщины сегодня составляют лишь 35% выпускников, что в итоге лишает их возможности влиять на дизайн этих самых технологий.
Современные научные данные позволяют сделать вывод о наличии специфической и дозозависимой связи между активным использованием социальных сетей в раннем подростковом возрасте и снижением когнитивных функций, прежде всего — способности к устойчивому вниманию. В отличие от других форм цифрового досуга, соцсети своей архитектурой способствуют фрагментации внимания и формируют паттерны мышления, несовместимые с глубокой учебной работой. Последствия выходят за рамки индивидуального здоровья, влияя на академическую успеваемость, профессиональный выбор и благополучие целых демографических групп.

Кардиология
Инфектология
Онкология
Фертильность
Нефрология
Эндокринология