Совре­мен­ное миро­вое сооб­ще­ство стал­ки­ва­ет­ся с бес­пре­це­дент­ным вызо­вом в обла­сти обще­ствен­но­го здо­ро­вья — стре­ми­тель­ным ростом дет­ско­го ожи­ре­ния. Соглас­но дан­ным Дет­ско­го фон­да ООН (UNICEF), каж­дый деся­тый ребе­нок в мире стра­да­ет от ожи­ре­ния, что состав­ля­ет при­бли­зи­тель­но 188 мил­ли­о­нов чело­век в воз­раст­ной кате­го­рии от пяти до девят­на­дца­ти лет. Этот пока­за­тель впер­вые пре­взо­шел коли­че­ство детей с недо­ста­точ­ным весом, что сви­де­тель­ству­ет о фун­да­мен­таль­ном сдви­ге в струк­ту­ре пище­вых нару­ше­ний гло­баль­но­го мас­шта­ба. Дан­ная про­бле­ма пере­ста­ла быть исклю­чи­тель­но меди­цин­ской, пре­вра­тив­шись в ком­плекс­ную соци­аль­но-эко­но­ми­че­скую дилемму.

Соглас­но отче­ту UNICEF, рас­про­стра­нен­ность ожи­ре­ния сре­ди детей школь­но­го воз­рас­та и под­рост­ков достиг­ла 9,4% в гло­баль­ном мас­шта­бе, в то вре­мя как пока­за­тель недо­ста­точ­но­го веса состав­ля­ет 9,2%. Эти циф­ры отра­жа­ют кар­ди­наль­ное изме­не­ние ситу­а­ции по срав­не­нию с нача­лом тыся­че­ле­тия: в 2000 году лишь 3% детей име­ли ожи­ре­ние при 13% с недо­ста­точ­ным весом. Осо­бую тре­во­гу вызы­ва­ет ско­рость рас­про­стра­не­ния дан­но­го явле­ния. За послед­ние два деся­ти­ле­тия доля детей с избы­точ­ным весом уве­ли­чи­лась с 30% до 42% в общей груп­пе из 291 мил­ли­о­на чело­век, име­ю­щих пище­вые нару­ше­ния. При­ме­ча­тель­но, что ожи­ре­ние ста­ло наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной фор­мой нару­ше­ния пита­ния во всех реги­о­нах мира, за исклю­че­ни­ем стран Афри­ки к югу от Саха­ры и Южной Азии. Даже в госу­дар­ствах с высо­ким уров­нем дет­ско­го исто­ще­ния и задерж­кой роста из-за недо­стат­ка про­до­воль­ствия про­бле­ма избы­точ­но­го веса ста­но­вит­ся все более актуальной.

Клю­че­вым фак­то­ром, спо­соб­ству­ю­щим росту пока­за­те­лей дет­ско­го ожи­ре­ния, явля­ет­ся повсе­мест­ное заме­ще­ние тра­ди­ци­он­ных пище­вых про­дук­тов деше­вы­ми про­дук­та­ми с высо­кой сте­пе­нью пере­ра­бот­ки. Эти про­дук­ты, харак­те­ри­зу­ю­щи­е­ся высо­ким содер­жа­ни­ем саха­ров, жиров и соли, ста­ли доми­ни­ро­вать в раци­оне детей как в раз­ви­тых, так и в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах. Транс­на­ци­о­наль­ные пище­вые кор­по­ра­ции актив­но про­дви­га­ют свою про­дук­цию через целе­вой мар­ке­тинг, направ­лен­ный непо­сред­ствен­но на дет­скую ауди­то­рию. Яркая упа­ков­ка, исполь­зо­ва­ние попу­ляр­ных пер­со­на­жей и агрес­сив­ная реклам­ная поли­ти­ка дела­ют эти про­дук­ты осо­бен­но при­вле­ка­тель­ны­ми для моло­до­го поколения.

Быст­рая урба­ни­за­ция во мно­гих реги­о­нах мира при­ве­ла к зна­чи­тель­ным изме­не­ни­ям в обра­зе жиз­ни семей. Уве­ли­че­ние вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го перед экра­на­ми устройств, сни­же­ние физи­че­ской актив­но­сти и пере­ход на достав­ку пищи непо­сред­ствен­но на дом созда­ли усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния мало­по­движ­но­го обра­за жиз­ни. Дети все реже участ­ву­ют в актив­ных играх на откры­том воз­ду­хе, пред­по­чи­тая циф­ро­вые раз­вле­че­ния. Одно­вре­мен­но с этим изме­ни­лась и куль­ту­ра пита­ния — семей­ные тра­пезы со све­же­при­го­тов­лен­ной пищей усту­па­ют место инди­ви­ду­аль­но­му потреб­ле­нию полу­фаб­ри­ка­тов и гото­вых продуктов.

Дети с ожи­ре­ни­ем зна­чи­тель­но чаще стра­да­ют от раз­лич­ных хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний, вклю­чая диа­бет вто­ро­го типа, сер­деч­но-сосу­ди­стые забо­ле­ва­ния, орто­пе­ди­че­ские про­бле­мы и пси­хи­че­ские рас­строй­ства. Часто стал­ки­ва­ют­ся с дис­кри­ми­на­ци­ей в обра­зо­ва­тель­ной сре­де и на рын­ке тру­да, что огра­ни­чи­ва­ет их про­фес­си­о­наль­ные воз­мож­но­сти в буду­щем. Кро­ме того, они демон­стри­ру­ют более низ­кую ака­де­ми­че­скую успеваемость.

Проблема детского ожирения

Пище­вая про­мыш­лен­ность игра­ет неод­но­знач­ную роль в рас­про­стра­не­нии дет­ско­го ожи­ре­ния. С одной сто­ро­ны, ком­па­нии реа­ги­ру­ют на потре­би­тель­ский спрос, пред­ла­гая доступ­ные и удоб­ные пище­вые про­дук­ты. С дру­гой сто­ро­ны, их мар­ке­тин­го­вая поли­ти­ка актив­но фор­ми­ру­ет пред­по­чте­ния детей и роди­те­лей в поль­зу нездо­ро­вых вари­ан­тов пита­ния. Мно­гие про­из­во­ди­те­ли исполь­зу­ют вво­дя­щие в заблуж­де­ние мар­ки­ров­ку и рекла­му, созда­вая иллю­зию полез­но­сти сво­их про­дук­тов. Над­пи­си «нату­раль­ный», «обо­га­щен вита­ми­на­ми» и «содер­жит клет­чат­ку» часто мас­ки­ру­ют высо­кое содер­жа­ние саха­ра, жира и соли. Осо­бую оза­бо­чен­ность экс­пер­тов вызы­ва­ет циф­ро­вой мар­ке­тинг пище­вых про­дук­тов, направ­лен­ный на детей через соци­аль­ные сети, мобиль­ные при­ло­же­ния и онлайн-игры. Этот канал про­дви­же­ния часто оста­ет­ся вне поля зре­ния регу­ля­то­ров и роди­те­лей, что дела­ет его осо­бен­но эффективным.

Гло­баль­ное рас­про­стра­не­ние дет­ско­го ожи­ре­ния пред­став­ля­ет собой серьез­ную угро­зу для обще­ствен­но­го здо­ро­вья и эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Пре­вы­ше­ние чис­ла детей с ожи­ре­ни­ем над детьми с недо­ста­точ­ным весом сви­де­тель­ству­ет о фун­да­мен­таль­ном сдви­ге в струк­ту­ре пище­вых нару­ше­ний во всем мире. Реше­ние этой про­бле­мы тре­бу­ет ком­плекс­но­го под­хо­да, соче­та­ю­ще­го регу­ля­тор­ные меры, нало­го­вую поли­ти­ку, обра­зо­ва­тель­ные ини­ци­а­ти­вы и изме­не­ния в город­ской сре­де. Успех этих уси­лий зави­сит от коор­ди­на­ции дей­ствий на меж­ду­на­род­ном, наци­о­наль­ном и мест­ном уров­нях, а вовле­че­ния всех заин­те­ре­со­ван­ных сто­рон — от госу­дар­ствен­ных орга­нов до пище­вых про­из­во­ди­те­лей и граж­дан­ско­го общества.

Похожие посты